Верещагина Ксения Андреевна
Тихоокеанский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 31.12.2019
Аннотация. Предметом исследования в настоящей статье являются функции пейзажа в сочинениях В. М. Головнина "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах" (1815 г.), "Путешествие шлюпа "Диана" из Кронштадта в Камчатку" (1819 г.), "Путешествие вокруг света на шлюпе "Камчатка"" (1822). В работе прослежена типология функции пейзажных описаний в произведениях В. М. Головина как формах документально-художественной прозы. Выявлено и проанализировано два вида пейзажей: "хронотопический" и "психологический"; определены основные содержательные компоненты каждого вида.
Ключевые слова и фразы: пейзаж, пейзажные функции, В. М. Головнин, документально-художественное повествование, реализм, landscape, landscape functions, V. M. Golovnin, documentary- fiction narration, realism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Воронин Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 1-4.
Головнин В. М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением Замечаний его о Японском Государстве и народе: в 3-х ч. СПб.: Морская типография, 1816. Ч. 1. 285 с.
Головнин В. М. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением Замечаний его о Японском Государстве и народе: в 3-х ч. СПб.: Морская типография, 1816. Ч. 2. 206 с.
Головнин В. М. Сочинения и переводы: в 3-х т. СПб.: Морская типография, 1864. Т. 1. 392 с.
Головнин В. М. Сочинения и переводы: в 3-х т. СПб.: Морская типография, 1864. Т. 3. 530 с.
Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. История Японии. М.: Высшая школа, 1988. 432 с.
Кюхельбекер В. К. Критика. Взгляд на текущую словесность // Невский зритель. 1816. № 2. С. 106-127.
Мамуркина О. В. Жанровые традиции документальной путевой прозы в литературе конца XVIII - начала XIX века // Пушкинские чтения - 2013. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: материалы XVIII Международной научной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2013. С. 13-18.
Мельникова Л. В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М. В. Ломоносова // Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. М.: МОПИ, 1984. С. 3-17.
Пашкуров А. Н., Бакиров Р. А. Диалог документального и художественного в зеркале литературных направлений русской словесности XVIII века // Филология и культура. 2016. № 3 (45). С. 141-146.
Пономарева Е. В. Маргинальное пересечение с другими документально-художественными формами // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 4: в 9-ти ч. Ч. 5. С. 129-132.
Себина Е. Н. Пейзаж // Чернец Л. В., Хализев В. Е., Эсалнек А. Я. и др. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. С. 264-275.