Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2024. № 3. С. 682-691.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20240097

Категория кажимости и её репрезентация в новелле Герберта Уэллса “The Door in the Wall” («Дверь в стене»)

Карпухина Тамара Петровна
Тихоокеанский государственный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 06.01.2024
Аннотация. В статье рассматриваются языковые единицы с семантикой кажимости в новелле Г. Уэллса “The Door in the Wall”, ранее не служившие объектом лингвистического анализа. Цель исследования ‒ определить специфику репрезентации эпистемической категории кажимости в англоязычном произведении малой эпической формы. Научная новизна исследования заключается в описании отличительных черт категории кажимости в новелле Г. Уэллса и установлении её особой значимости в развёртывании новеллистического сюжета. Полученные результаты показали, что языковые маркеры кажимости непосредственно связаны с центральным сюжетообразующим событием ‒ случайной встречей протагониста с ирреальным миром прекрасного сада. Доказана важная роль модальности кажимости в описании ситуаций, в основу которых заложен конфликт между контрастирующими представлениями героя о реальной действительности и об ирреальном мире чудесного сада. Выявлена неразрывная связь модуса кажимости с оценочностью, перцепцией и модусно-диктумной организацией предложения. Установлено, что значимая роль категории кажимости в новелле обусловлена субъективной повествовательной перспективой, представляющей события через призму не верифицируемого, кажущегося впечатления.
Ключевые слова и фразы: категория кажимости, модус/модальность, Герберт Уэллс, новелла, новелла «Дверь в стене», category of seemingness, modus/modality, Herbert G. Wells, short story (novella), short story “The Door in the Wall”
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. Изд-е 2-е, испр. М.: Языки русской культуры, 1999.
  2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / ред., вступ. ст. и прим. Р. А. Будагова. М.: Иностранная литература, 1955.
  3. Берков В. Ф. Категория // Всемирная энциклопедия. Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М. – Мн.: АСТ; Харвест; Современный литератор, 2001.
  4. Бондарко А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М.: ЛИБРОКОМ, 2016.
  5. Булыгина Т. В., Крылов С. А. Категория // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
  6. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / под ред. Г. А. Золотовой. Изд-е 4-е. М.: Русский язык, 2001.
  7. Гатинская Н. В. Семантический анализ двух модальных лексем (на материале будто и как будто) // Полилингвальность и транскультурные практики. 2012. № 1.
  8. Гиленсон Б. А. «…Способствовать движению современников вперёд» // Уэллс Г. Избранное: сборник / сост. Б. А. Гиленсон. М.: Прогресс, 1981.
  9. Горельникова Ю. А. Выражение модального значения кажимости в структуре предложения: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1993.
  10. Дорофеева Л. Г. Духовно-нравственная коллизия в рассказе Г. Уэллса «Дверь в стене» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». 2015. № 8.
  11. Драчева С. О. Художественная (ир)реальность в новелле Г. Уэллса «Дверь в стене» и романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 5.
  12. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. Изд-е 10-е. М.: Флинта; Наука, 2010.
  13. Иванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М.: Высшая школа, 1981.
  14. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018.
  15. Карпухина Т. П. Жанро-стилевые характеристики новеллы Анны Гавальда “Petites pratiques Germanopratines” («Некоторые особенности Сен-Жермен») // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 3. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-3-821-830
  16. Ковалёва Л. М. Английская грамматика: предложение и слово: монография. Иркутск: Репроцентр А1, 2008.
  17. Козловский Д. В. Взаимодействие модусных категорий «эвиденциальность» и «модальность» в массмедийном дискурсе // Филология и человек. 2022. № 3.
  18. Коршунова Е. С. Средства выразительности речи как инструмент создания образа главного героя в философской новелле Г. Уэллса «Дверь в стене» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3 (37). https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2019.37.22
  19. Лебедева О. В. Английская новелла: от истоков к современности: автореф. дисс. … д. филол. н. Великий Новгород, 2017.
  20. Ляпон М. В. Модальность // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
  21. Никитина И. П. Философия искусства. М.: Омега-Л, 2008.
  22. Орехова Е. Н. О модальности кажимости в прозе А. П. Чехова // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции, посвящённой памяти доктора филологических наук, профессора К. А. Войловой (г. Москва, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. О. В. Шаталова. М.: Принтика, 2021.
  23. Семенова Т. И. Лингвистический феномен кажимости: монография. Иркутск: ИГЛУ, 2007.
  24. Тамарченко Н. Д. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академия, 2010.
  25. Тамарченко Н. Д. Новелла // Теория литературных жанров / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2011.
  26. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2002.
  27. Хализев В. Е. Сюжет // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академия, 2010.
  28. Хализев В. Е. Теория литературы. Изд-е 5-е, испр. и доп. М.: Академия, 2009.
  29. Хельмянова Ю. С. Категория кажимости и её реализация в прозаическом наследии А. С. Пушкина: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2016.
  30. Чернец Л. В., Исакова И. Н. Персонаж // Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Академия, 2010.
  31. Шарлаимова Г. Т., Васина Е. В. Языковая реализация идеи двоемирия в рассказе Г. Уэллса “The Door in the Wall” // Язык и культура. Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе: материалы научно-практической конференции. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2014.
  32. Шаховский В. И. Модус кажимости: пассионарность оскорблений реальных и кажущихся // Вопросы психолингвистики. 2011. № 4.
  33. Эпштейн М. Н. Новелла // Большая советская энциклопедия: в 30-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 18.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru