Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8. Ч. 2. С. 223-225.
РАЗДЕЛ:    Культурология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ОБРАЗ "СВЕТА" В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО АВАНГАРДА

Шукуров Дмитрий Леонидович, Бандурина Наталья Сергеевна
Шуйский государственный педагогический университет


Аннотация. В данной статье представлена культурологическая интерпретация мотива электрического света в творчестве русских авангардистов. Проанализированы семантические особенности образа "света" в контексте культурного кризиса и новейших научно-технических открытий начала ХХ века. Рассмотрена специфика оппозиции "естественное, подлинное - искусственное, кажущееся" в экспериментальных образах авангардных произведений. Определены векторы осмысления мотива электрической энергии в художественном мире русского авангарда.
Ключевые слова и фразы: культурарусского авангарда, свет, естественное, искусственное, эксперимент, электричество, творчество, кризис, Russian avant-garde culture, light, natural, artificial, experiment, electricity, creativity, crisis
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бердяев Н. А. Кризис искусства // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы ХХ века: антология / сост. Г. А. Белая. М., 2003. С. 47-67.
  2. Зайцева Л. А. Онтология мотива света в художественной культуре раннего русского авангарда: дисс. … канд. культурологии. Киров, 2004. 170 с.
  3. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 464 с.
  4. Соловьев В. С. Красота в природе // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 30-73.
  5. Тарасенко О. А. "Мозаичность" и "витражность" в свето-цветовой системе живописи русского и европейского авангарда // Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000. С. 205-215.
  6. Тынянов Ю. Н. Литературная эволюция: избранные труды. М.: Аграф, 2002. 496 с.
  7. Хлебников В. Собрание сочинений: в 6-ти т. / под общ. ред. Р. В. Дуганова; сост., подгот. текста и примеч. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова; Рос. акад. наук; Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького; О-во Велимира Хлебникова. М.: Наследие, 2000. Т. 1. Литературная автобиография. Стихотворения, 1904-1916 гг. 544 с.
  8. Шершеневич В. Г. Листы имажиниста. Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы / сост., предисл., примеч. В. Ю. Бобрецова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. 524 с.
  9. Шершеневич В. Г. Похождения электрического Арлекина // Новое литературное обозрение. 1998. № 30. С. 5-44.
  10. Шершеневич В. Г. Стихотворения и поэмы / вступ. статья, сост., подготовка текста и примеч. А. А. Кобринского. СПб., 2000. 368 с.
  11. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. 296 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru