Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10. Ч. 2. С. 155-158.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ВОПРОСЫ ОНТОЛОГИИ ЖАНРА

Никушина Мария Анатольевна
Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова


Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме определения жанровой парадигмы Всенощного Бдения в ракурсе точного понимания принадлежности этого сочинения либо к циклу песнопений (что сообщает данному опусу обрядовый характер), либо к сложившейся модели собственно музыкального жанра. Образцом для выстраивания структурно-семантического инварианта стало "Всенощное бдение" С. В. Рахманинова, анализ которого осуществляется на парадигматическом уровне организации целого через корреляцию тональной драматургии со структурной логикой обряда.
Ключевые слова и фразы: Всенощное Бдение, С. В. Рахманинов, жанровая парадигма, обряд, богослужебный цикл, All-Night Vigil, S. V. Rachmaninov, genre paradigm, rite, liturgical cycle
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. М., 1987. Вып. 6. С. 5-44.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 71 с.
  3. Вартанова Е. И. Яворский и Рахманинов: онтология Dies irae в музыке С. В. Рахманинова // Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. Саратов, 2013. Ч. 1. С. 16-26.
  4. Казанцева Л. Семантика тональности в музыке Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность: сб. статей. Ростов-на-Дону: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 2005. С. 347-365.
  5. Ковалёв А. Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVII - XX века. Специфика жанра и организация цикла: дисс. … к. искусствоведения. М., 2004. 287 с.
  6. Лосский Н. Характер русского народа. М.: Дарь, 2005. 336 с.
  7. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 280 c.
  8. Минея (август, часть вторая). М.: Издательский совет РПЦ, 2002.
  9. Немкова О. В. "Радуйся, глубино неудобозримая…": становление гимнографических и церковно-певческих форм почитания Богоматери (I-IV вв.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9. Ч. I. C. 113-116.
  10. Соловьев В. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из "Трёх разговоров..": краткая повесть об Антихристе / сост. и примеч. А. Б. Муратова. СПб.: Художественная литература, 1994. С. 143-151.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru