Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2019. № 11. С. 327-332.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.11.61

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ БУДДИЙСКИХ ХРАМОВ (НА ПРИМЕРЕ ХРАМА ЛАВРАН В МОНГОЛИИ)

Канарёва Татьяна Николаевна
Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова


Дата поступления рукописи в редакцию: 17.09.2019
Аннотация. Статья посвящена актуальной задаче в современном монголоведении - описанию и семантическому анализу храмовой архитектуры. Поэтапно показываются формирование и применение комплексного методологического подхода, позволяющего раскрыть семантику храмовой архитектуры. Базовым элементом исследования является графическое изображение мандалы, заложенное в основание каждого буддийского сооружения на этапе проектирования, а затем и при строительстве. Предлагается реконструировать исходный образ мандалы с опорой на ее символику и семантику, а также графический анализ храма, и рекомендовать вариант интерпретации композиционной структуры храма и его ключевых элементов. Данный методологический подход применяется в описании и изучении храма Лавран, находящегося в монастырском комплексе Эрдэнэ Зуу.
Ключевые слова и фразы: храмовая архитектура Монголии, мандала, иконологический подход, храм Лавран, Эрдэнэ Зуу, Mongolian temple architecture, mandala, iconological approach, Lavran temple, Erdene Zuu
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Баасансурэн Х. Энх тунх Эрдэнэ зуу. Улаанбаатар: Позитив, 2011. 216 с.
  2. Барадийн Б. Путешествие в Лавран // Буддийский мир глазами российских исследователей XIX - первой трети ХХ в.: монография. СПб.: Наука, 1998. С. 124-136.
  3. Белокурова С. М., Цэдэв Н., Шишин М. Ю. Опыт философско-культурологического анализа художественной культуры России и Монголии (на примере образа собаки) // Вестник алтайской науки. 2013. № 2. Ч. 2. С. 64-70.
  4. Ванеян С. С. Архитектура и иконография // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2007. № 2. С. 92-104.
  5. Васубандху. Энциклопедия абхидхармы, или Абхидхармакоша: в 3-х т. / пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. М.: Ладомир, 1998. Т. 1. Раздел I. Дхатунирдеша, или Учение о классах элементов. Раздел II. Индриянирдеша, или Учение о факторах доминирования в психике. 670 с.
  6. Голубцов А. П. Сборник статей по литургии и церковной археологии. СПб.: Сергиев Посад, 1911. 138 с.
  7. Иккерт Т. В. Опыт применения иконологического подхода в интерпретации современной монгольской живописи // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова. 2015. № 1-2. С. 24-30.
  8. История Эрдэни-дзу: факсимиле рукописи / пер. с монгольского, введ., коммент. и прил. А. Д. Цендиной. М.: Восточная литература РАН, 1999. 255 с.
  9. Киселев С. В., Мерперт Н. Я. Из истории Кара-Корума // Древнемонгольские города. 1965. № 3. С. 26-31.
  10. Козлов П. К. Путешествие в Монголию 1923-1927 гг. Дневники, подготовленные к печати Е. П. Козловой // Записки Всесоюзного географического общества. Новая серия. 1949. Т. 7. С. 17-230.
  11. Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. М.: Ленанд, 2016. 280 с.
  12. Котвич В. Л. Монгольские надписи в Эрдэни-цзу // Музей антропологии и этнографии при Российской академии наук. 1918. Т. 5. Ч. 1. С. 56-71.
  13. Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая (и участие России в ее судьбе). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 362 с.
  14. Майдар Д., Пюрвеев Д. От кочевой до мобильной архитектуры. М.: Стройиздат, 1980. 216 с.
  15. Нужа Т. Н. Подходы к обоснованию иконологического анализа храмовой монгольской архитектуры // Эрдэм шинжилгээний бичиг. 2011. № 4. С. 118-123.
  16. Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб.: Азбука-классика, 2009. 480 с.
  17. Позднеев А. М. Монголия и монголы. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1896. 1216 с.
  18. Покровский Н. В. Очерки памятников иконографии и искусства. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1900. 234 с.
  19. Пурэвбат Г. Их Монголын Суварга онол хийгээд. Солонгос, Сеул хот: Интерпресс ХХ Компани, 2005. 567 с.
  20. Ткачев В. Н. Эрдэни-Зуу // Декоративное искусство. 1979. № 5. С. 46-49.
  21. Цултэм Н. Архитектура Монголии. Улан-Батор: Гос. издательство, 1988. 182 с.
  22. Щепетильников Н. М. Архитектура Монголии. М.: Стройиздат, 1960. 246 с.
  23. Kollmar-Paulenz K. A Mongolian Zungdui Volume from the Ernst Collection (Switzerland) // Asiatische Studien. Etudes Asiatiques. 2013. № 67 (3). P. 881-925.
  24. Purevbat G. Stupas of Greater Mongolia: Theory and Practice. Ulaanbaatar: MIBA, 2005. 266 p.
  25. Sagaster K. The History of Buddhism among the Mongols // The Spread of Buddhism. Leiden - Boston: Brill, 2007. P. 379-432.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru