Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2021. № 1. С. 223-228.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210017

Виктор Лазарев и канон советского искусствознания

Рыков Анатолий Владимирович
Санкт-Петербургский государственный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 21.12.2020
Аннотация. Цель исследования - выявление источников и параметров культурологической концепции известного советского искусствоведа Виктора Никитича Лазарева (1897-1976). Научная новизна работы состоит в том, что научные труды В. Н. Лазарева впервые рассматриваются с точки зрения современных "культурных исследований" (cultural studies) и других актуальных форм реконструкции взаимодействия научного, культурологического и мировоззренческого дискурсов. Полученные результаты показали, что в текстах В. Н. Лазарева можно выделить различные смысловые уровни, в достаточной степени автономные и имеющие собственную дискурсивную логику.
Ключевые слова и фразы: Виктор Лазарев, Никодим Кондаков, Федор Шмит, советское искусствознание, культурология, Viktor Lazarev, Nikodim Kondakov, Fedor Schmidt, Soviet art criticism, cultural studies
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Алпатов М. В. Воспоминания. М.: Искусство, 1994. 256 с.
  2. Алпатов М. В. Заметки о памятниках византийской живописи // Византийский временник. 1983. Т. 44. С. 135-157.
  3. Алпатов М. В. "Распятие" Дионисия // Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Советский художник, 1979. С. 167-183.
  4. Вздорнов Г. И. Научная проза В. Н. Лазарева // Искусствознание. 1998. Вып. 1. С. 35-42.
  5. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520-1590). К проблеме кризиса итальянского гуманизма. М.: АН СССР, 1956. 382 с.
  6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2-х т. / пер. Б. Г. Столпнера. СПб.: Наука, 1999. Т. 1. 622 с.
  7. Гращенков В. Н. Виктор Никитич Лазарев // Византийский временник. 1968. Т. ХХIХ. C. 3-25.
  8. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2-х т. СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1914. T. 1. 387 с.
  9. Крих С. Б. Упадок Древнего мира в творчестве М. И. Ростовцева. Омск: Загурский С. Б., 2006. 251 c.
  10. Лазарев В. Н. Искусство Проторенессанса. М.: АН СССР, 1956. 440 с.
  11. Лазарев В. Н. Никодим Павлович Кондаков, 1844-1925. М.: Издание автора, 1925. 48 с.
  12. Лазарев В. Н. О методологии советского искусствознания [1971] // Советское искусствознание - 77: сб. статей. М.: Советский художник, 1978. Вып. 2. С. 311-316.
  13. Лазарев В. Н. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М.: Изд. А. Г. Миронова, 1922. 153 с.
  14. Лазарев В. Н. Против фальсификации истории культуры Возрождения // Против буржуазного искусства и искусствознания / ред. И. Э. Грабарь, В. С. Кеменов. М.: АН СССР, 1951. С. 106-128.
  15. Либман М. Я. Проблема стиля в изобразительном искусстве эпохи Возрождения в Италии // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХV-XVII веков / отв. ред. Б. Р. Виппер, Т. Н. Ливанова. М.: Наука, 1966. C. 12-46.
  16. Попова О. С. Виктор Никитич Лазарев (1897-1976) // Советское искусствознание - 76. М.: Советский художник, 1977. Вып. 2. C. 275-286.
  17. Ростовцев М. И. Общество и хозяйство в Римской империи: в 2-х т. / пер. И. П. Стребловой. СПб.: Наука, 2001. Т. 2. 450 с.
  18. Рыков А. В. Михаил Алпатов, или Что такое советское искусствознание? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 2. C. 169-174.
  19. Шмит Ф. И. Избранное. Искусство: проблемы теории и истории. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 912 с.
  20. Яворская Н. В. Отделение искусствознания и социологическая секция Института археологии и искусствознания РАНИОН // Яворская Н. В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве ХIХ-ХХ веков. М.: Советский художник, 1987. С. 13-33.
  21. Cottington D. Cubism and Its Histories. Manchester: Manchester University Press, 2005. 328 p.
  22. Gubser M. Time’s Visible Surface: Alois Riegl and the Discourse on History and Temporality in Fin-de-Si?cle Vienna. Detroit: Wayne State University Press, 2006. 312 p.
  23. Harris J. The New Art History. L. - N. Y.: Routledge, 2001. 302 p.
  24. Iversen M. Politics and the Historiography of Art History: Woelfflin’s "Classic Art" // Oxford Art Journal. 1981. Vol. 4. № 1. Р. 31-34.
  25. Levy E. The Political Project of Woelfflin’s Early Formalism // October. 2012. Vol. 139. Р. 38-58.
  26. Olin M. Alois Riegl: The Late Roman Empire in the Late Hapsburg Empire // Austrian Studies. 1994. № 5. P. 107-120.
  27. Schwartz F. J. Cathedrals and Shoes: Concepts of Style in Woelfflin and Adorno // New German Critique. 1999. № 76. Р. 3-48.
  28. Vasold G. Alois Riegl und die Kunstgeschichte als Kulturgeschichte: Ueberlegungen zum Fruehwerk des Wiener Gelehrten. Freiburg: Rombach, 2004. 153 S.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru