Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2012. № 7. Ч. 1. С. 38-42.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ЕДИНСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТИПА ГРОТЕСКНОГО ГЕРОЯ В ДРАМАТУРГИИ А. В. СУХОВО-КОБЫЛИНА И Н. Р. ЭРДМАНА КАК ФАКТ СХОДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДРАМАТУРГОВ

Бабенко Ирина Андреевна
Северо-Кавказский федеральный университет


Аннотация. Статья посвящена проблеме сопряжения творческих концепций А. В. Сухово-Кобылина и Н. Р. Эрдмана. Автор показывает близость способов художественного миромоделирования драматургов при помощи анализа гротескных героев пьес "Дело", "Смерть Тарелкина", "Мандат", "Самоубийца" и обнаружения между ними типологического сходства. Единство моделирования и функционирования данного литературного типа является доказательством типологических схождений между художественными концепциями драматургов и открывает новые горизонты для изучения их творческого наследия.
Ключевые слова и фразы: гротеск, тип, художественное миромоделирование, амбивалентность, парадокс, суггестивность, гиперболизация, grotesque, type, artistic world-modelling, ambivalence, paradox, suggestiveness, exaggeration
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7-ми т. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2). 752 с.
  2. Библер В. С. На гранях логики культуры. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.
  3. Блок А. А. Собр. соч.: в 8-ми т. М.: ГИХЛ, 1960-1962. Т. 6. 556 с.
  4. Булгаков М. А. Пьесы // Булгаков М. А. Собр. соч.: в 8-ми т. М.: Центрполиграф, 2004. Т. 3-4.
  5. Велехов Л. Самый остроумный // Театр. 1990. № 3. С. 90-96.
  6. Гоголь Н. В. Ревизор // Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 14-ти т. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т. 4. С. 5-95.
  7. Горячкина М. С., Лаврецкий А. Салтыков-Щедрин // История русской литературы: в 10-ти т. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. 9. Ч. 1. С. 159-274.
  8. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 10-257.
  9. Лотман Ю. М. О типологическом изучении литературы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. С. 123-132.
  10. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. 398 с.
  11. Марков П. А. Третий фронт. После "Мандата" // Марков П. А. О театре: в 4-х т. М.: Искусство, 1976. Т. 3. С. 278-293.
  12. Маяковский В. В. Мистерия Буфф. Клоп. Баня. Пьесы. М.: Детская литература, 1971. 256 с.
  13. Мирский Д. С. Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги [Электронный ресурс] // История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / пер. с англ. Р. Зерновой. L.: Overseas Publications Interchange, Ltd., 1992. URL: http://feb-web.ru/feb/irl/irl/irl-3821.htm
  14. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Художественная литература, 1977. 358 с.
  15. Пенская Е. Н. Проблемы альтернативных путей в русской литературе (А. К. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Сухово-Кобылин): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2001. 38 с.
  16. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М.: ГИХЛ, 1961. 368 с.
  17. Писемский А. Ф. Пьесы // Писемский А. Ф. Собр. соч.: в 5-ти т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 2. 606 с.
  18. Потехин А. А. Пьесы [Электронный ресурс] // Потехин А. А. Собр. соч.: в 11-ти т. СПб.: Просвещение, 1905. Т. 9-11. URL: http://az.lib.ru/p/potehin_a_a/text_0100.shtml
  19. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 183 с.
  20. Рюмина М. Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. 320 с.
  21. Салтыков-Щедрин М. Е. Пьесы // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: в 20-ти т. М.: Художественная литература, 1965-1977. Т. 4.
  22. Сафаргалина З. К. Художественная аксиология Н. Р. Эрдмана в контексте драматургии 1920-1930-х годов: дисс. … канд. филол. наук. Магнитогорск, 2009. 196 с.
  23. Сухово-Кобылин А. В. Картины прошедшего. Л.: Наука, 1989. 360 с.
  24. Тильга Л. В. Поэтика драмы рубежа 1920-1930-х годов и мотив самоубийства. М. А. Булгаков "Бег". Н. Р. Эрдман "Самоубийца". Опыт контекстуального анализа: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 1995. 29 с.
  25. Шварц Е. Л. Пьесы // Шварц Е. Л. Полное собр. соч. в одном томе. М.: Альфа-книга, 2011. 1136 с.
  26. Эрдман Н. Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1990. 527 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru