Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Педагогика. Вопросы теории и практикиФилологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2013. № 5. Ч. 2. С. 107-114. ISSN 1997-292X.
РАЗДЕЛ: Искусствоведение
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ФОРТЕПИАННЫЕ ВАРИАЦИИ БЕТХОВЕНА: ДРАМАТУРГИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Максимов Евгений Иванович
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского


Аннотация. Статья посвящена фортепианным вариациям Бетховена, которые в современном музыковедении еще мало исследованы. Вариации рассматриваются с точки зрения исполнительской драматургии, требующей сочетания исторического, аналитического и исполнительского аспектов. В статье предлагается научный подход к исполнению вариаций, и формулируются основные принципы исполнительской работы. Понимание драматургии вариационного цикла играет важную роль в более глубоком понимании особенностей жанра и значительном расширении репертуара современного пианиста.
Ключевые слова и фразы: Бетховен, фортепианные вариации, исполнительская драматургия, контраст, тема вариаций, динамика развития, Beethoven, piano variations, performance dramatic art, contrast, variations theme, development dynamics.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Зарубина А. А. Значение теоретических исследований музыковедов и исполнительской практики в познании формы музыкального произведения // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 7. Ч. 1. С. 57-62.
  2. Из истории советской бетховенианы / сост., ред., предисл. и коммент. Н. Л. Фишмана. М.: Советский композитор, 1972. 327 с.
  3. Кац Б. А. Внутренняя организация вариационного цикла и ее художественное значение: дисс. … к. искусствоведения. Л., 1975. 184 с.
  4. Книга эскизов Бетховена за 1802-1803 годы / расшифровка и исследование Н. Л. Фишмана. М.: Гос. муз. изд., 1962. 341 с.
  5. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие. М.: Музыка, 1973. 534 с.
  6. Максимов Е. И. Тридцать две вариации c-moll Бетховена: особенности драматургии // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация / отв. ред. С. В. Грохотов. М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2012. Вып. 3 С. 99-112.
  7. Маргулис В. И. Об интерпретации фортепианных произведений Бетховена: учеб.-методич. пособие. М.: Музыка, 1991. 75 с.
  8. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. 244 с.
  9. Черныш Э. Э. Функции артикуляции в композиции клавирных сонат Й. Гайдна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (16): в 2-х ч. Ч. I. C. 213-218.
  10. Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр. ст.: в 2-х т. / сост., текстологич. ред., вступит. ст., коммент. и указатели Д. В. Житомирского. М.: Музыка, 1975. Т. 1. 407 c.
  11. Butor M. Dialogue avec 33 variations de Ludwig van Beethoven sur une valse de Diabelli. Paris: Gallimard, 1971. 215 p.
  12. Czerny C. Vollst?ndige theoretisch-praktische Pianoforte-Schule, von dem ersten Anfange bis zur h?chsten Ausbildung fortschreitend. Wien: Diabelli Verlag, 1846. Op. 500. 4. Teil. 117 S.
  13. Kinderman W. Beethoven's Diabelli Variations. Studies in Musical Genesis and Structure. Oxford: Clarendon Press, 1987. 220 p.
  14. Klauwell O. Ludwig van Beethoven und die Variationenform // Klauwell O. Studien und Erinnerungen. Langensalza, 1906. S. 56-80.
  15. Meyer H. Der Plan in Brahms’ H?ndel-Variationen // Neue Musik-Zeitung. 1928. Hefte 11. S. 340-346.
  16. Mies P. Die 32 Variationen in c-moll: eine Formuntersuchung // Neues Beethoven-Jahrbuch VII. Braunschweig, 1937. S. 99-103.
  17. M?ller-Blattau J. Beethoven und die Variation // Neues Beethoven-Jahrbuch V. Braunschweig, 1933. S. 101-136.

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2017 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru