Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Педагогика. Вопросы теории и практикиФилологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2015. № 10. Ч. 1. С. 70-74. ISSN 1997-292X.
РАЗДЕЛ: Культурология
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОТИВА СЛЕПОТЫ В ОСЕТИНСКОЙ ЛЕГЕНДЕ О РУЙМОНЕ

Дарчиев Анзор Валерьевич
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению мотива слепоты в осетинской легенде о змеевидном чудовище по имени Руймон. Проанализировав представления о драконах в различных мифологических традициях, автор приходит к выводу, что наиболее близкой аналогией слепому Руймону является иудейский слепой дракон Левиафан, выступающий также под именем Танинивер. Данное соответствие свидетельствует о культурных контактах предков осетин с носителями иудейской мифологической традиции, которые, вероятнее всего, имели место в эпоху Средневековья.
Ключевые слова и фразы: осетинская мифология, иудейская мифология, слепота, дракон, Руймон, Левиафан, Танинивер, Ossetian mythology, Judaic mythology, blindness, dragon, Ruimon, Leviathan, Taniniver.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Алиева А. И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. М.: Наука, 1986. 279 с.
  2. Болгарские народные сказки. Изд-е 2-е. София: Свят, 1984. T. 2. 199 с.
  3. Газданова В. С. Руймон: имя и образ // Дарьял. 1997. № 2. С. 214-227.
  4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 1008 с.
  5. Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Екатеринбург - М.: У-Фактория; АСТ МОСКВА, 2008. 496 с.
  6. Дарчиев А. В. Осетинские легенды о Руймоне: происхождение и мифологическая основа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 6 (56). Ч. 1. С. 57-62.
  7. Дигорские сказания / по записям дигорцев И. Т. Собиева, К. С. Гарданова и С. А. Туккаева; с переводом и примечаниями Всев. Миллера. М.: Типография Варвары Гатцук, 1902. 150 с.
  8. Журавлёв А. Ф. Язык и миф: лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". М.: Индрик, 2005. 1004 с.
  9. Иванов В. В. Категория "видимого" и "невидимого" в тексте: ещё раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому "Вию" // Structure of Texts and Semiotics of Culture. The Hague: Mouton, 1973. C. 151-176.
  10. Иванов В. В. Об одной параллели к гоголевскому Вию // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. V. С. 133-142.
  11. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с.
  12. Каражаев Ю. Д. Осетинский менталитет: аспекты структуры и содержания // Осетиноведение: история и современность: первая международная научная конференция (г. Владикавказ, 12-18 октября 1991 г.). Владикавказ, 1992. С. 62-65.
  13. Луговой К. В. Ритуал в нартовском эпосе народов Северного Кавказа: дисс. … к.и.н. М., 2006. 349 с.
  14. Манас: киргизский героический эпос / по вариантам Сагымбая Орозбак уулу и Саякбая Каралаева; сост. З. Бектенов, К. Нанаев. Бишкек: Учкун, 1999. 432 с.
  15. Мещанинов И. И. Каменные статуи рыб - вишапы на Кавказе и в Северной Монголии // Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской академии наук. Л., 1925. Т. I. С. 401-409.
  16. Миллер А. А. Краткий отчёт о работах Северо-Кавказской экспедиции Академии истории материальной культуры в 1924 и 1925 гг. // Сообщения Государственной академии истории материальной культуры. Л.: ГАИМК, 1926. С. 71-142.
  17. Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. Ф. Фольклор. Оп. I.
  18. Патай Р. Иудейская богиня. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 368 с.
  19. Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М.: Университетская типография, 1865. 311 с.
  20. Рыбалка А. Путеводитель по миру Каббалы. М. - Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2006. 444 с.
  21. Сказания и сказки адыгов / составление, вступительная статья и комментарии Ш. Х. Хута. М.: Современник, 1987. 319 с.
  22. Фирдоуси. Шахнаме. М.: Наука, 1984. 391 с.
  23. Чеснов Я. В. Дракон: метафора внешнего мира // Мифы, культы, обряды народов Зарубежной Азии. М.: Наука, 1986. С. 59-72.
  24. Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М.: Вост. лит., 2004. 286 с.
  25. Chaudhri A. Ru?mon, the Serpentine Supernatural Enemy of El?ah in Ossetia // Supernatural Enemies. Durham: Carolina Academic Press, 2001. P. 79-90.
  26. Dan J., Kiener R. C. The Early Kabbalah. N. Y.: Paulist Press, 1986. 205 p.
  27. Der Babylonische Talmud. Leipzig: Otto Harrassowitz, 1906. Bd. VII. 1420 S.
  28. Doniger O’Flaherty W. Women, Androgynes, and Other Mythical Beasts. Chicago - L.: University of Chicago Press, 1980. 382 p.
  29. Doniger W. Splitting the Difference: Gender and Myth in Ancient Greece and India. Chicago: University of Chicago Press, 1999. 376 p.
  30. Gonda J. Eye and Gaze in the Veda. Amsterdam - L.: North-Holland Publishing Company, 1969. 88 p.
  31. Griechische und albanische M?rchen / gesammelt, ?bersetzt und erl?utert von J. G. von Hahn. Leipzig: Wilhelm Engelmann, 1864. Bd. I. 319 S.
  32. Hebrew-English Edition of the Babylonian Talmud. Baba Bathra. L.: Soncino Press, 1976. Vol. 1. 91 р.
  33. Kuehn S. The Dragon in Medieval East Christian and Islamic Art. Leiden - Boston: Brill, 2011. 298 p.
  34. Larson J. Greek Nymphs: Myths, Cult, Lore. N. Y.: Oxford University Press, 2001. 384 p.
  35. Leben der V?ter oder: Lehren und Thaten der vorz?glichsten Heiligen aus den ersten Zeiten des Ordensstandes in der katholischen Kirche. Augsburg - Wien: Karl Kollmann; C. Gerold, 1840. Bd. I. 704 S.
  36. M?rchen und Sagen / mit einer Einleitung von Grikor Chalatianz. Leipzig: W. Friedrich, 1900. 147 S.
  37. Patai R. Gate to the Old City: a book of Jewish legends. Detroit: Wayne State University Press, 1981. 807 p.
  38. Rashkow I. N. Taboo or not Taboo: Sexuality and Family in the Hebrew Bible. Minneapolis: Fortress Press, 2000. 195 p.
  39. Ross L. Erinnerungen und Mittheilungen aus Griechenland. Berlin: Rudolph Gaertner, 1863. 313 S.
  40. Schmidt B. Das Volksleben der Neugriechen und das hellenische Alterthum. Leipzig: B. G. Teubner, 1871. Bd. I. 251 S.
  41. Scholem G. Ursprung und Anf?nge der Kabbala. 2. Aufl. Berlin - N. Y.: Walter Gruyter, 2001. 446 S.
  42. Scholem G. G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and Talmudic Tradition. Second, improved edition. N. Y.: Press of Maurice Jacobs, 1965. 136 p.
  43. Shulmann D. D. Tamil Temple Myths: Sacrifice and Divine Marriage in the South Indian ?aiva Tradition. Princeton: Princeton University Press, 1980. 471 p.
  44. The Mark of the Beast: the Medieval Bestiary in Art, Life, and Literature / edited by Debra Hassig. N. Y. - Abingdon: Routledge, 2013. 252 p.
  45. Vogel J. Ph. Indian Serpent-lore; or, the N?gas in Hindu Legend and Art. L.: Arthur Probsthain, 1926. 318 p.

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2017 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru