Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Альманах современной науки и образованияПедагогика. Вопросы теории и практикиФилологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 3. С. 127-129. ISSN 1997-292X.
РАЗДЕЛ: Искусствоведение
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ТИПОЛОГИЯ ИГР В ОПЕРЕ "ПИКОВАЯ ДАМА" П. И. ЧАЙКОВСКОГО В ЗЕРКАЛЕ МИФООБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Пономарева Елена Владимировна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Аннотация. Статья посвящена одной из центральных тем оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама" - теме Игры. Автором предпринимается попытка в широкой культурологической проекции (с привлечением классификационной теории игр Р. Кайуа, структурно-семиотического анализа типов культурной целостности Ю. Лотмана) рассмотреть не только мифологему Карточной игры как определяющую мифообразование эпохи, но и специфические особенности музыкального тексто- и формообразования, связанные с влиянием принципов игровой логики.
Ключевые слова и фразы: Чайковский, "Пиковая дама", мифологема игры, типология игр, мифообразование эпохи, Tchaikovsky, "The Queen of Spades", mythologeme of game, typology of games, myth-creation of epoch.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Асафьев Б. Инструментальное творчество Чайковского // Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. Л.: Музыка, 1972. С. 234-290.
  2. Асафьев Б. "Пиковая дама" // Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. Л.: Музыка, 1972. С. 327-362.
  3. Блок А. Собрание сочинений: в 8-ми т. М. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. Т. 8. 587 с.
  4. Виноградов В. Стиль "Пиковой дамы" (1936) // Виноградов В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 176-239.
  5. Достоевский Ф. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. Л.: Наука, 1973. Т. 5. 407 с.
  6. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры / сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. 304 с.
  7. Лотман Ю. "Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю. Пушкин: биография писателя. Статьи и заметки 1960-1990. "Евгений Онегин". Комментарии. СПб.: Искусство - СПб, 1995. С. 786-814.
  8. Медушевский В. Духовно-нравственный анализ музыки: пособие для студентов педвузов. М., 2006. 55 с.
  9. П. И. Чайковский об опере: избранные отрывки из писем и статей / сост., ред. И. Ф. Кунин. М. - Л.: Музгиз, 1952. 195 с.
  10. Пономарева Е. "Пиковая дама" Чайковского в свете некоторых проблем мифообразования эпохи // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2013. Ч. 1. С. 84-89.
  11. Пушкин А. Пиковая дама // Пушкин А. Сочинения: в 3-х т. М.: Худож. лит., 1987. Т. 3. Проза. С. 190-214.

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2017 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru