Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12. Ч. 4. С. 81-88.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ МИРЫ ИОГАННЕСА БРАМСА: ОПЫТ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ

Корнелюк Татьяна Александровна
Дальневосточная государственная академия искусств


Аннотация. В статье впервые в отечественной музыкальной науке рассматриваются методологические основы интертекстуального подхода к музыке Иоганнеса Брамса. Предлагается понимать интертекстуальность как своеобразный "ключ" к изучению и толкованию композиторского замысла в непрограммной музыке немецкого композитора. Обсуждаются проблемы терминологии и разрабатываются методологические этапы интертекстуального подхода. Автор приходит к выводу, что интертекстуальный подход открывает возможности более тонкого проникновения в замыслы композитора.
Ключевые слова и фразы: Иоганнес Брамс, интертекстуальность, диалог, цитата, аллюзия, струнный квартет, симфония, Johannes Brahms, intertextuality, dialogue, quote, allusion, string quartet, symphony
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Антонова С. Историзм музыкального мышления и его проявление в симфоническом творчестве И. Брамса и А. Брукнера: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Нижний Новгород, 2007. 26 с.
  2. Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 344 с.
  3. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Прогресс, 1989. С. 413-423.
  4. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира / пер. с нем. Д. Александрова. М.: Радуга, 1986. 477 с.
  5. Друскин М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1970. 111 с.
  6. Кац Б. Об интертекстуальности последней симфонической темы Брамса // Выбор и сочетание: открытая форма: сб. ст. к 75-летию Ю. Г. Кона. Петрозаводск - СПб.: Музфонд, 1995. С. 102-108.
  7. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с франц., сост., вступ. ст. Г. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 427-457.
  8. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. № 3. С. 30-39.
  9. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / пер. с франц. Г. Косикова, В. Лукасик, Б. Нарумова. М.: ЛКИ, 2008. 240 с.
  10. Роговой С. Письма Иоганнеса Брамса. М.: Композитор, 2003. 640 с.
  11. Фатеева Н., Паршин П. Интертекстуальность [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/lingvistika/INTERTEKSTUALNOST.html?page=0,0 (дата обращения: 12.10.2015).
  12. Царева Е. Брамс у истоков нового времени // История и современность: сб. ст. Л.: Советский композитор, 1981. С. 138-149.
  13. Царева Е. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986. 383 с.
  14. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки // Шнитке А. Статьи о музыке / ред.-сост. А. Ивашкин. М.: Композитор, 2004. С. 97-101.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru