Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3. Ч. 1. С. 70-74.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

"ДОСТОЙНО ЕСТЬ" КОРНЕЛИЯ СТАНКОВИЧА В СЕРБИИ И РОССИИ

Евдокимова Алла Алексеевна
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки


Аннотация. Статья посвящена идентификации напева "Достойно есть", названного в русском сборнике "сербской мелодией". Сравнительный анализ показал, что первоисточником является опубликованное в 1862 году Корнелием Станковичем одноименное песнопение, принадлежащее к сербской карловацкой традиции церковного пения, бытовавшей устно. В России данный напев обрел новую жизнь. Являясь достаточно самостоятельным вариантом, он сохранил связи и с более ранним сербским песнопением епископа Лукиана Мушицкого, и с русским знаменным распевом, оказавшись частным проявлением многовековых связей певческих традиций Православных Церквей Сербии и России.
Ключевые слова и фразы: церковное пение, "Достойно есть", сербский карловацкий распев, Корнелий Станкович, Лукиан Мушицкий, русский знаменный распев, church singing, "Axion Estin", Serbian Karlovac chant, Kornelije Stankovi?, Lukijan Mu?icki, Russian Znamenny Chant
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Божественная литургия: нотни зборник за хорско поjање Божественоj Литургиj. Батаjница: Црквено певачко друштво свети апостол Андреj Первозвани, 2009. 355 с.
  2. Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной Русской церкви. Киев: Тип. С. В. Кульженко, 1891. Ч. 2. 96 с.
  3. Jeвдокимова A. Успомена на Стевана Стоjановиђа Мокрњаца // Мокрањац. Београд: Издавач Дом културе "Стеван Мокрањац"; Децембар, 2014. Броj 16. С. 85-87.
  4. Евдокимова А. А. Церковное пение Сербии и России: аспекты музыкально-языковой общности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (51). Ч. 2. С. 60-63.
  5. Ларина М. Г. Болгарский распев в контексте великорусской церковно-певческой традиции XVII-XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. 5. Вопросы теории и истории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 45-53.
  6. Металлов В. М. Осмогласие знаменного роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М., 1899. 92 с.
  7. Мокрањац С. Сабрана дела. Духовна музика. Опште и пригодно поjање: в 10-ти т. Београд: Музичко-издавачко предузеђе "Нота", 1998. Т. 8/а. 345 с.
  8. Петрович Д. Карловацкий распев // Православная энциклопедия (по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2013. Т. 31. С. 175-177.
  9. Церковные хоры / сост. А. Б. Касторский. СПб.: Приходская библиотека, 1914. Ч. 2. Песнопения Божественной литургии. 96 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru