Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Педагогика. Вопросы теории и практикиФилологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 3. Ч. 1. С. 155-158. ISSN 1997-292X.
РАЗДЕЛ: Искусствоведение
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ОСОБЕННОСТИ ГЕТЕРОФОННОГО МНОГОГОЛОСИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ

Сарварова Лилия Илдусовна
Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова


Аннотация. В статье предпринято рассмотрение специфики фактурной организации многоголосных напевов татар-мишарей. Тип многоголосия, бытующий в мишарской традиции, определяется как гетерофонный. Как показал произведенный анализ, соотношения тонов в многоголосных образцах характеризуются масштабной протяженностью зон вертикальных несоответствий голосов, способных достигать размеров мелостроки, а также выбором созвучий, ассортимент которых достаточно разнообразен и представлен интервалами от примы до септимы.
Ключевые слова и фразы: татары-мишари, ансамблевое интонирование, многоголосие, гетерофония, вертикаль, the Mishar Tatars, ensemble intoning, polyphony, heterophony, vertical.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Альмеева Н. Ю. Гетерофонная фактура (опыт анализа архаического многоголосного пения татар-кряшен) // Судьбы традиционной культуры: сб. ст. и мат. памяти Л. Ивлевой. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 195-220.
  2. Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. Л.: Музгиз, 1961. 156 с.
  3. Пяртлас Ж. В. Гетерофонное многоголосие русской народной песни: определение феномена, закономерности образования и строения на материале традиций русско-белорусского пограничья: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 1992. 265 с.
  4. Сарварова Л. И. Гетерофонное многоголосие татар-мишарей в контексте общерегиональной традиции // Татар халык и?аты. Ф?нни эзл?н?л?р ??м фольклор ?рн?кл?ре: материалы итоговой научной конференции Государственного центра татарского фольклора (7 февраля 2007 г.). Казань: Алма-Лит, 2007. С. 130-139.
  5. Сарварова Л. И. Многослоговые лирические напевы татар-мишарей: к проблеме вариантообразования // Наука о музыке: слово молодых ученых: материалы I Всероссийского конкурса науч. работ молодых ученых в области муз. иск-ва / Казан. гос. консерватория. Казань: Изд-во КГК, 2004. С. 459-480.
  6. Урицкая Б. О некоторых чертах мордовской многоголосной песни // Проблемы музыкального фольклора народов СССР: статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1979. С. 147-156.

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2017 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru