Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12. Ч. 2. С. 177-181.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

РОЛЬ ПОРТРЕТНЫХ СЕРИЙ В ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЧЕСМЕНСКОГО ДВОРЦА

Скворцова Екатерина Александровна
Санкт-Петербургский государственный университет


Аннотация. Построенный для Екатерины II близ Петербурга путевой дворец, ныне известный как "Чесменский" (1774-1777 гг., архитектор Ю. М. Фельтен), вмещал галерею живописных портретов современных европейских монархов и членов их семей и цикл рельефов-медальонов "Родословие российских государей". В статье представлены новые архивные сведения о малоизвестных живописных портретах из этого собрания, а также раскрыты структурообразующая роль и идейное значение портретных серий в программе дворца.
Ключевые слова и фразы: Чесменский дворец, династические портретные галереи, парадный портрет, репрезентация власти императора в изобразительном искусстве России XVIII века, дворцовое программирование, Греческий проект, Chesmenskii Palace, dynastic portrait galleries, ceremonial portrait, representation of emperor’s power in fine arts of Russia in the XVIII century, palace programming, The Greek project
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. СПб.: Норинт, 1997. 416 с.
  2. Болтунова Е. М. Императоры-монархи и императоры-воины: портрет государя в русском дворце XVIII - первой половины XIX вв. // Военно-исторический журнал. 2014. № 12. С. 68-73.
  3. Вдовин Г. Портретное изображение и общество в России XVIII века. Несколько тезисов о функции замещения // Вопросы искусствознания. 1994. Вып. 2-3. С. 245-287.
  4. Гаврилова Л. М. Русская историческая мысль и медальерное искусство в эпоху Екатерины II. СПб.: Горный институт им. Г. В. Плеханова, 2000. 256 с.
  5. Георги И. Г. Описание российско-императорскаго столичнаго города Санктпетербурга и достопамятностей в окрестностях онаго, с планом. СПб.: При Императорском Сухопутном Шляхетном Кадетском корпусе, 1794. Ч. 1. 757 с.
  6. Горяинов С. Художественные впечатления короля Станислава-Августа о своем пребывании в Санкт-Петербурге в 1797 году // Старые годы. 1908. Октябрь. С. 587-613.
  7. Дукельская Л. А. Заметки к истории коллекционирования английской живописи в Эрмитаже в екатерининское время // С берегов Темзы - на берега Невы. Шедевры из собрания Британского искусства в Эрмитаже: кат. выст. / под ред. Б. Аллена и Л. Дукельской. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. С. 36-46.
  8. Дукельская Л. А., Ренне Е. П. Английская живопись XVI-XIX века: науч. кат. / Гос. Эрмитаж. Л.: Искусство, 1990. 549 с.
  9. Екатерина II. Записки касательно российской истории // Екатерина II. О величии России. М.: Эксмо, 2003. C. 159-365.
  10. Екатерина II. Le Chateau de Tchesma: L’entretien des portraits et medallions // Сочинения императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями академика А. Н. Пыпина: в 12-ти т. СПб.: Имп. Акад. Наук, 1907. Т. 12. Автобиографические записки. С. 583-594.
  11. Измайлов М. М. Путеводитель по Петергофу: к 200-летию Петергофа. 1709-1909. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. 246 с.
  12. Именные и высочайшие указы. 1773 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 468 (Кабинет Его Императорского Величества МИДв). Оп. 1. Ч. 2. Д. 3888. 206 л.
  13. Именные и высочайшие указы. 1775 г. // РГИА. Ф. 468 (Кабинет Его Императорского Величества МИДв). Оп. 1. Ч. 2. Д. 3890. 207 л.
  14. Именные и высочайшие указы. 1777 г. // РГИА. Фонд 468 (Кабинет Его Императорского Величества МИДв). Оп. 1. Ч. 2. Д. 3892. 188 л.
  15. Именные и высочайшие указы. 1778 г. // РГИА. Фонд 468 (Кабинет Его Императорского Величества МИДв). Оп. 1. Ч. 2. Д. 3893. 174 л.
  16. Каганэ Л. Л. Портреты Карлоса III и принцев Астурийских кисти Мариано Сальвадора Маэльи из Чесменского дворца // Сообщения Государственного Эрмитажа. 2009. Вып. LXVII. С. 128-136.
  17. Каганэ Л. Л. Портреты королевской семьи Португалии кисти Мигела Антониу ду Амарала из Чесменского дворца // Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга (2.III.1893 - 27.VI.1972): краткое содержание докладов. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1998. С. 12-15.
  18. Каганэ Л. Л. Портреты королевской семьи Португалии кисти Мигела Антониу ду Амарала // Сообщения Государственного Эрмитажа. 2003. Вып. LX. С. 13-22.
  19. Камер-фурьерский церемониальный журнал 1780 года. [Б.м.]: Типография Департамента Уделов, [б.д.]. 913 с.
  20. Карев А. А. Портретная галерея в России XVIII века: типологичесий аспект [Электронный ресурс] // EXHIBIT ‘A’. Russian Art: Collections, Exhibitions and Archives: тезисы докладов конференции (г. Лондон, 21-22 марта 2014 г.) / Институт Курто. URL: http://ccrac.hoart.cam.ac.uk/wp-content/uploads/2013/12/Abstracts_DAY.pdf (дата обращения: 20.01.2016).
  21. Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен. Л.: Лениздат, 1988. 139 с.
  22. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: в 11-ти т. М. - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765 гг. / ред.: Б. Д. Греков, А. И. Андреев. 690 с.
  23. Ляхова Л. В. Шедевры керамики Веджвуда при дворе Екатерины II и их исторические судьбы // С берегов Темзы - на берега Невы. Шедевры из собрания Британского искусства в Эрмитаже: кат. выст. / под ред. Б. Аллена и Л. Дукельской. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. С. 117-123.
  24. Миллер М. Ф. Французская живопись XVII-XVIII веков в новых залах Эрмитажа // Город. 1923. № 1. C. 52-78.
  25. Немилова И. С. Французская живопись. XVIII век: науч. кат. / Гос. Эрмитаж. Л.: Искусство, 1985. 492 с.
  26. Никулин Н. Н. Немецкая и австрийская живопись XV-XVIII века: науч. кат. / Гос. Эрмитаж. Л.: Искусство, 1988. 541 с.
  27. Рязанцев И. В. Скульптура в России: XVIII - начало XIX века. Очерки. М.: Жираф, 2003. 541 с.
  28. Светлов М. Достопамятности Чесменского дворца состоящего по Московской дороге на 7-й версте от Санкт-Петербурга описанные по приказанию генерал-инженера и кавалера Мордвинова находящимся при церкви оного дворца дьяконом Матвеем Светловым. [Б.м.]: [Б.и.], 1782. 20 с.
  29. Смирнов В. П. Описание русских медалей. СПб.: С.-Петерб. монет. двор, 1908. 748 с.
  30. Тартаковская Е. А. Чесменский дворец // Временник Отдела изобразительных искусств Государственного института истории искусств. 1927. Вып. 1. С. 172-193.
  31. Тройницкий С. Чесменский дворец // Старые годы. 1907. Июль-сентябрь. С. 471-475.
  32. Трубников А. Старые портреты старого замка // Старые годы. 1916. Июль-сентябрь. С. 86-99.
  33. Успенский А. И. Новые документы к истории Петергофских дворцов и фонтанов в XVIII веке // Художественные сокровища России. 1902. № 1. С. 159-202.
  34. Чубинская В. Г. К вопросу об идентификации портретов правителей России в династических сериях // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны: материалы конференции (Труды Гос. исторического музея. Вып. 155). М., 2006. С. 168-180.
  35. Bellermann J. J. Bemerkungen ?ber Russland: in R?cksicht auf Wissenschaft, Kunst, Religion und andere merkw?rdige Verh?ltnisse: in 2 Th. Erfurt: Georg Adam Kepser, 1788. Th. 1. 372 S.
  36. Campenhausen B. F. von. Auswahl topographischer Merkw?rdigkeiten des St. Petersburgischen Gouvernements. Riga: Gedruckt von Julius Conrad Daniel M?ller, 1797. 175 S.
  37. Georgi J. G. Versuch einer Beschreibung der russisch Kaiserlichen Residenzstadt St. Petersburg und der Merkw?rdigkeiten der Gegend: in 2 Bd. St. Petersburg: Akademie der Wissenschaften, 1790. Bd. 2. 274 S.
  38. Kagan? L. Portraits of Charles III and the Prince and Princess of Asturias from the Chesma Palace by Mariano Salvador Maella // Reports of the State Hermitage Museum. 2010. Vol. LXVII. P. 128-136.
  39. Kirin A. The Edificies of the New Justinian: Catherine the Great Regaining Byzantium // Approaches to Byzantine Architecture and Its Decoration. Studies in Honour of Slobodan ?ur?i? / ed. by M. J. Johnson, R. Ousterhaut, A. Papalexandrou. Farnham, Surrey - Burlington, VT: Ashgate, 2012. P. 277-304.
  40. Nemilova I. Contemporary French Art in Eighteenth-century Russia // Apollo. 1975. June. P. 428-442.
  41. Storch H. von. Gem?hlde von St. Petersburg: in 2 Th. Riga: Hartknoch, 1793. Th. 1. 319 S.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru