Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 9. С. 127-130.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ОСОБЕННОСТИ МНОГОГОЛОСИЯ ПЕСЕН САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОЛЬКЛОРА СЕЛА ПАВЛОВКА И ПОСЕЛКА ДУХОВНИЦКОЕ)

Мищенко Анна Ивановна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть особенности многоголосного изложения русского традиционного пения, выявить их семантику и некоторые черты музыкального стиля. Автор акцентирует внимание на уникальной форме многоголосной фактуры - "двухрегистровой алеаторике", которая встречается в свадебных песнях в сочетании с причетом невесты. Исследование проведено по материалам экспедиций автора по Саратовскому Поволжью.
Ключевые слова и фразы: лирические песни, свадебные песни, фактура, многоголосие, дишкант, гетерофония, импровизация, ладовые структуры, двухрегистровая алеаторика, lyrical songs, wedding songs, texture, polyphony, descant, heterophony, improvisation, tonal structures, two-register aleatory composition
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Великорусские песни в народной гармонизации / записаны Е. Линевой // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; предисл. Е. М. Орловой; общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. С. 257-263.
  2. Гиппиус Е. В. О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII - начале XIX века // Советская этнография. 1948. № 2. С. 86-104.
  3. Енговатова М. А., Ефименкова Б. Б. К вопросу типологии русского песенного многоголосия // Мир традиционной музыкальной культуры: сб. трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. Вып. 174. С. 44-62.
  4. Листопадов А. М. Народная казачья песня на Дону // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; предисл. Е. М. Орловой; общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. С. 326-338.
  5. Михайлова А. А. Саратовская гармоника в социокультурном пространстве полиэтнического региона Поволжья: монография. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. 408 с.
  6. Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / вступ. статья, сост., коммент. П. А. Вульфиуса; предисл. Е. М. Орловой; общ. ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. С. 127-139.
  7. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. 446 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru