Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2018. № 11. Ч. 1. С. 130-134.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-11-1.27

БОРИС ГОДУНОВ М. П. МУСОРГСКОГО: О СВЯЗЯХ "ПЕРСОНАЖЕЙ-БЕСОВ" И НОСИТЕЛЯ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ НАРОДНО-СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Бериглазова Екатерина Васильевна
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.09.2018
Аннотация. В статье рассматриваются художественные образы "персонажей-бесов" из оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов" в контексте народно-смеховой культуры. Дается их музыкальная характеристика, акцентируется внимание на частом использовании плясовых тем и скерцозных интонаций. Автор выявляет семантико-драматургические функции этих действующих лиц и их связи с персонажем - носителем верховной власти в опере - Борисом Годуновым. В заключение подводятся итоги о преломлении традиций народно-смеховой культуры в русской опере, относящейся к жанру народной драмы, обозначаются основополагающий мотив и характер связей между художественными образами "персонажей-бесов" и царя Годунова.
Ключевые слова и фразы: персонаж, коллективный персонаж, "персонаж-бес", смеховая культура, пародия, травестия, низовый дублер, смеховой двойник, "Борис Годунов", personage, collective personage, "character-demon", laughing culture, parody, travesty genre, lower counterpart, laughing counterpart, "Boris Godunov"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 239 с.
  2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Изд-е 2-е. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
  3. Бериглазова Е. В. Хор как коллективный персонаж в русской опере конца XVIII - нач. XX веков: дисс. … к. искусствоведения. Магнитогорск, 2017. 280 с.
  4. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001. 566 с.
  5. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т. 2. 688 с.
  6. Мусоргский М. П. Борис Годунов: клавир. Л.: Музыка, 1976. 447 с.
  7. Мусоргский М. П. Письма. М.: Музыка, 1981. 359 с.
  8. Парин А. В. Хождение в невидимый град: парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. 464 с.
  9. Ручьевская Е. А. "Хованщина" Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2005. 388 с.
  10. Хубов Г. Н. Мусоргский. М.: Музыка, 1969. 803 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru