Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Педагогика. Вопросы теории и практикиФилологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:   Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2018. № 12. Ч. 1. С. 146-150. ISSN 2618-9690.
РАЗДЕЛ: Искусствоведение
Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-1.32

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИХ ГОЛОСОВ

Гулая Татьяна Николаевна, Кинякина Людмила Викторовна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва


Дата поступления рукописи в редакцию: 09.10.2018.
Аннотация. В статье рассматриваются точные методы исследования физико-акустических параметров звуков, которые используются народными певцами. Методы, применение которых значительно расширилось в последние десятилетия в связи с дальнейшим развитием и усложнением компьютерной техники, позволяют детально проанализировать приемы, применяемые в народных традициях: обертоновое пение, особенности глиссандо и вибрато. Исследуется также спектральный состав звука, что позволяет делать выводы о специфике народной манеры звукоизвлечения и ее отличиях от академической.
Ключевые слова и фразы: физико-акустические параметры звука, тембр, обертоновое пение, народная манера звукоизвлечения, индивидуальный музыкальный звукоряд, physical-acoustic parameters of sound, timbre, overtone singing, folk manner of sound extraction, personal musical tone series.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.

 

Список литературы:
  1. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: Советский композитор, 1986. 240 с.
  2. Банин А. А. О некоторых акустических и музыкальных элементах хорового строя // Музыкальное искусство и наука: сб. статей / под ред. Е. В. Назайкинского. М.: Музыка, 1970. Вып. 1. С. 39-58.
  3. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб. - М.: Филологический факультет СПбГУ; Академия, 2004. 160 с.
  4. Вессель Н. Х., Альбрехт Е. К. Сборник солдатских, казацких и матросских песен // Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / под ред. О. И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. С. 163-166.
  5. Гарбузов Н. А. Зонная природа тембрового слуха. М.: Музгиз, 1956. 72 с.
  6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. 368 с.
  7. Добрынина М. И. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов // Вопросы физиологии пения и вокальной методики: сб. статей. М.: Музыка, 1975. Вып. XXV. С. 90-117.
  8. Земцовский И. И. К проблеме генезиса музыкального языка // Этот многообразный мир музыки…: сб. статей к 80-летию М. Г. Арановского. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2010. С. 78-85.
  9. Земцовский И. И. Этнография исполнения: музицирование - интонирование - артикулирование // Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора народов СССР: сб. статей / ред. Э. Е. Алексеев, Л. И. Левин. М.: ВНИИ искусствознания, 1989. С. 94-106.
  10. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977. 232 с.
  11. Морозов В. П. Тибетско-тувинское горловое пение с позиций резонансной теории голосообразования // Музыковедение. 2010. № 2. С. 16-22.
  12. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л. - М.: Советский композитор, 1973. 221 с.
  13. Савельева В. И., Крутов А. Н. Точные методы исследования свойств народного голоса // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. трудов / отв. ред. Л. В. Шамина. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. Вып. 86. С. 109-120.
  14. Смирнов Д. В., Харуто А. В. Компьютерный анализ фольклорного исполнения как средство сохранения традиции // Культура и образование в информационном обществе: материалы международной научной конференции. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2003. С. 180-182.
  15. Смирнов Д. В., Харуто А. В. Нелинейный звукоряд в музыкальном фольклоре: общая закономерность и индивидуальность // Языки науки - языки искусства: сб. науч. тр. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 347-352.
  16. Старчеус М. С. Слух музыканта. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. 640 с.
  17. Тавлай Г. В. Орнаментальное пение - универсалия традиционной культуры // Голос в культуре: артикуляция и тембр: сб. статей. СПб.: ГНИУК РИИИ, 2007. С. 64-76.
  18. Утешева А. П. Тембро-интонационный комплекс русского фольклора и его индивидуальное преломление в творчестве композиторов-неофольклористов 60-х годов ХХ века (на примере жанра плача) [Электронный ресурс]. URL: http://gromadin.com/rmusician/archives/1191#more-1191 (дата обращения: 05.07.2018).
  19. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Теоретические основы. М.: ЛКИ, 2009. 400 с.
  20. Цырков В. А. Нетемперированные звуки // Музыка и время. 2004. № 4. С. 33-37.

Опубликовать статью в журнале | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2018 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru