Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2018. № 9. С. 137-141.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-9.30

СОНАТА Б. БАРТОКА: КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Нестеров Сергей Игоревич
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Дата поступления рукописи в редакцию: 05.08.2018
Аннотация. Статья обрисовывает местоположение Сонаты для скрипки соло Б. Бартока в процессе эволюции жанра в первой половине ХХ века. На примере детального анализа Сонаты для скрипки соло Б. Бартока прослеживаются формообразующие, стилистические, языковые, гармонические, структурные, интерпретаторские особенности композиторской техники середины ХХ века. Анализ структуры Сонаты выявляет применение Б. Бартоком закономерностей числового ряда Фибоначчи и пропорций точки "золотого сечения" в формообразовании. Обосновывается множественность вариантов исполнения данного произведения.
Ключевые слова и фразы: Б. Барток, соната для скрипки соло, венгерская музыка, двенадцатиступенная тональность, И. Менухин, числовой ряд Фибоначчи, B. Bart?k, Sonata for Solo Violin, Hungarian music, twelve-tone tonality, I. Menukhin, Fibonacci sequence
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  2. Задерацкий В. В. Полифония как принцип развития в сонатных формах Хиндемита и Шостаковича // Вопросы музыкальной формы: антология. М.: Музыка, 1967. Вып. 1. С. 67-97.
  3. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века / пер. с чеш.; общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю. Рагса и Ю. Холопова. М.: Музыка, 1976. 367 с.
  4. Нестеров С. И. Цикл сонат Эжена Изаи для скрипки соло // Научная мысль Кавказа. 2009. № 2 (58). С. 165-170.
  5. Нестьев И. В. Бела Барток. М.: Музыка, 1969. 800 с.
  6. Сабольчи Б., Бониш Ф. Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. Будапешт: Корвин, 1963. 160 с.
  7. Соколов А. С. Музыкальная композиция ХХ века. М.: Композитор, 1992. 272 с.
  8. Шнеерсон Г. В. Французская музыка ХХ века. М.: Музыка, 1970. 574 с.
  9. Bartok Bela. Weg und Werk. M?nchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1972. 382 S.
  10. Lendvai E. Einf?hrung in die Formen- und Harmonienwelt Bartoks // Bela Bartok. Weg und Werk. M?nchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1972. S. 105-149.
  11. Szabolcsi B. Mensch und Natur in Bartoks Geisteswelt // List - Bartok: die Materialen II Internationale Kongress. Budapest: Akademia, 1968. S. 529-540.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru