Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. № 7. С. 174-180.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.35

ПРОБЛЕМА ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА В КИНО. ВЕРБАЛЬНАЯ И МОНТАЖНО-АССОЦИАТИВНАЯ ФОРМЫ

Бакиров Дмитрий Валерьевич
Российский институт истории искусств


Дата поступления рукописи в редакцию: 14.04.2019
Аннотация. В статье обозначена многоаспектность понятия "внутренняя речь", определена специфика термина "внутренний монолог" в различных областях искусствознания. Акцент сделан на рассмотрении внутреннего монолога в кино как способа раскрытия психологии персонажа за счет представления его внутреннего мира средствами киноискусства. На основе существующей теоретической базы и анализа отдельных фильмов выявлены две принципиально различные формы существования внутреннего монолога в кино: за счет закадрового голоса и в виде сложного ассоциативного звукозрительного монтажа. Предложено введение терминологического уточнения: два основных варианта существования внутреннего монолога в кино следует обозначить как вербальную и монтажно-ассоциативную формы.
Ключевые слова и фразы: внутренняя речь, внутренний монолог, закадровый голос, поток сознания, внутренний мир персонажа, вербальная форма внутреннего монолога, монтажно-ассоциативная форма внутреннего монолога, киноповествование, С. М. Эйзенштейн, inner speech, inner monologue, voice-over, stream of consciousness, personage’s inner world, verbal form of inner monologue, editing-associative form of inner monologue, movie story, S. M. Eisenstein
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Артюшков И. В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого): автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2004. 46 с.
  2. Блох М. Я., Сергеева Ю. М. Внутренняя речь в структуре художественного текста: монография. М.: МПГУ, 2011. 180 с.
  3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб. - М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2003. 666 с.
  4. Гиленсон Б. А. История литературы США: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 704 с.
  5. Депутатова Н. А. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе на примере романа W. S. Maugham "Theatre" // Фундаментальные и прикладные исследования: новое слово в науке: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 2 сентября 2013 г.): сборник научных трудов. М.: Планета, 2013. С. 276-284.
  6. Зайцева Л. Внутренний монолог // Характер в кино. Вопросы кинодраматургии / сост. и ред. И. В. Вайсфельда. М.: Искусство, 1974. Вып. 6. С. 63-71.
  7. Зак М. Экранизация сознания // Вопросы киноискусства. 1970. № 12. С. 75-96.
  8. Зверева Н. А., Ливнев Д. Г. Словарь театральных терминов (создание актерского образа). М.: Российская академия театрального искусства ГИТИС, 2007. 136 с.
  9. Зотов Н. Н. Внутренний монолог в художественном фильме. М.: ВГИК, 1963. 27 с.
  10. Карпушкин М. А. Уроки Мастера: конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова. М.: ГИТИС, 2005. 212 с.
  11. Клейман Ю. Опыт четырехмерности // Вопросы театра. Proscaenium. 2010. № 3/4. С. 243-257.
  12. Корытная С. Пером и объективом. Киногеничен ли духовный мир? М.: Искусство, 1966. 247 с.
  13. Мачерет А. Мысль на экране // Искусство кино. 1965. № 2. С. 54-62.
  14. Милев Н. Божество с тремя лицами. М.: Искусство, 1968. 294 с.
  15. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1923. Оп. 2.
  16. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1997. 384 с.
  17. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1967. 36 с.
  18. Сокольская А. Начало современного этапа в развитии киноязыка (рубеж 50-60 гг.) // Вопросы истории и теории кино: сб. трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1975. Вып. 2. С. 194-208.
  19. Филиппов С. А. Киноязык и история: краткая история кинематографа и киноискусства. М.: Клуб "Альма Анима", 2006. 208 с.
  20. Фомин В. Характер композиции // Вопросы кинодраматургии: сб. статей. М.: Искусство, 1974. Вып. 6. Характер в кино. С. 44-62.
  21. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для вузов. Изд-е 6-е. М.: Академический Проект; Фонд "Мир", 2009. 512 с.
  22. Хоружий С. "Улисс" в русском зеркале. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2015. 384 с.
  23. Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. Изд-е 2-е. М.: Искусство, 1978. 560 с.
  24. Шварц Л. О внутреннем монологе в кино // Вопросы истории и теории кино: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМИК, 1975. Вып. 2. С. 210-218.
  25. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: в 6-ти т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. 564 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru