Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА: ОПЕРАЦИОННЫЙ ПОДХОД
|
Жуковский Владимир Ильич
Сибирский федеральный университет
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
14 июня 2014
г.
|
Аннотация.
Статья раскрывает характер взаимодействия произведения искусства со зрителем. Утверждается, что произведение изобразительного искусства, являясь продуктом визуального мышления, представляет собой художественный эталон, который содержит схему действий, помогающих его освоению. Автор приходит к выводу, что становление целостного художественного образа возникает в результате операций произведения искусства и операций зрителя, а потому их диалог всегда является многовариантным и уникальным. На каждом уровне общения произведения искусства и зрителя формируется новое образовательное пространство, зависящее от специфики данного этапа диалога и имеющее свою образовательную задачу.
|
Ключевые слова и фразы:
произведение изобразительного искусства
художественный образ
операция
деятельность
зритель
визуальное мышление
диалог
образовательное пространство
work of visual art
artistic image
operation
activity
spectator
visual thinking
dialogue
educational space
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Дубровский Д. И. Проблема идеального. М.: Канон, 2002. 366 с.
- Жуковский В. И. [и др.]. Образовательная функция художественной культуры: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 222 с.
- Жуковский В. И. Произведение изобразительного искусства: феномен индексных, иконических и символических художественных // Философия и культура. 2012. № 11. С. 128-135.
- Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства: монография. СПб.: Алетейя, 2011. 496 с.
- Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 284 с.
- Пивоваров Д. В. Отношение, связь, свойство, вещь (категориальный анализ) // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 3. Общественные науки. 2013. № 1 (112). С. 63-72.
- Пивоваров Д. В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. Свердловск: УрГУ, 1986. 130 с.
- Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. Изд-е 2-е, испр. и доп. Лондон - Франкфурт-на-Майне - Париж - Люксембург - Москва - Минск: Панпринт, 1998. 1064 с.
- Хейзинга Й. Человек играющий. М.: Айрис пресс, 2003. 486 c.
- Zhukovskiy V. I., Pivovarov D. W. Works of Art and Visual Thinking // European Journal of Natural History. 2010. № 2. P. 38-42.
|
|