Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ИСКУССТВА: БИОАРТ
|
Штепа Виктор Иванович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Ерохин Семен Владимирович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Гагарин Владимир Евгеньевич
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
30 ноября 2015
г.
|
Аннотация.
В статье осуществлен анализ процесса формирования биоарта как частного случая научного искусства - трансдисциплинарной области, в пределах которой осуществляется синтез дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предполагающий адаптацию методов естественных и точных наук для создания научно-обоснованного искусства, а методов искусства - для формирования новых научных теорий. Раскрыт потенциал интеграции искусства и биологических наук, в том числе потенциал использования в актуальном искусстве технологий синтетической биологии.
|
Ключевые слова и фразы:
биоарт
биологическое искусство
биотехнологическое искусство
генетическое искусство
трансгенное искусство
актуальное искусство
научное искусство
bioart
biological art
biotechnological art
genetic art
transgenic art
actual art
scientific art
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / под ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996. 270 с.
- Булатов Д. Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве // Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6. С. 55-64.
- Гагарин В. Е., Ерохин С. В., Штепа В. И. Международный опыт институализации научного искусства // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 2 (355). С. 37-41.
- Докинз Р. Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюции / пер. с англ. Д. Кузьмин. М.: Астрель; CORPUS, 2012. 496 с.
- Дэвис Д. Монстры, карты, сигналы и коды // Логос. 2006. № 4 (55). С. 93-111.
- Ерохин С. В. Теория и практика научного искусства. М.: МИЭЭ, 2012. 208 с.
- Ерохин С. В. Цифровое компьютерное искусство. СПб.: Алетейя, 2011. 192 с.
- Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб.: Алетейя, 2010. 432 с.
- Жирмунский В. М. К вопросу о «формальном методе»: вступительная статья // Вальцель О. Проблема формы в поэзии. П.: ACADEMIA, 1923. С. 5-23.
- К вопросу о генетически модифицированном живописании: круглый стол // Логос. 2006. № 4 (55). С. 58-79.
- Научное искусство: материалы I Международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2012 г.) / под ред. В. В. Миронова; МГУ имени М. В. Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. 288 с.
- Петров В. М. Наука и искусство: зачем взаимодействовать? // Экспериментальное искусство: влияние теории на художественное творчество: сборник статей / под ред. О. Личчиарделло, С. Ломбардо, В. Петрова. М.: ГИИ, 2011. С. 7-12.
- Уилсон С. Искусство и наука как культурные действия // Логос. 2006. № 4 (55). С. 112-126.
- Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино: Век 2, 2004. 288 с.
- Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии / под ред. Д. Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, 2009. Ч. 1. 196 c.
- Andrews L. B. Art as a Public Policy Medium // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 124-149.
- Anker S. Visual Culture and Bioscience: Issues in Cultural Theory. Washington, D.C., 2009. 246 р.
- Anker S., Nelkin D. The Molecular Gaze: Art in the Genetic Age. N. Y.: Cold Spring Harbor Laboratory Press, 2004. 246 р.
- Bec L. Life Art // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 83-92.
- BIOMEDIALE. Современное общество и геномная культура / под ред. Д. Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ; Янтарный сказ, 2004. 500 с.
- Catts O., Zurr I. Semi-Living Art // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 231-247.
- Clarke K. From the Blood of Poets // Art Journal. 1996. Vol. 55. № 1. Contemporary Art and the Genetic Code. P. 27-29.
- Davis J. Cases for Genetic Art // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 249-266.
- Davis J. Microvenus // Art Journal. 1996. Vol. 55. № 1: Contemporary Art and the Genetic Code. P. 70-74.
- De Menezes M. Art: In Vivo and In Vito // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 215-229.
- Gessert G. Why I Breed Plants // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 185-197.
- Ginsberg A. D. The Synthetic Kingdom // Second Nature. 2010. № 3. P. 266-284.
- Kac E. Art That Looks You in the Eye: Hybrids, Clones, Mutants, Synthetics, and Transgenics: introduction // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 1-27.
- Kac E. Life Transformation - Art Mutation // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 163-184.
- Kac E. Transgenic Art [Электронный ресурс] // Leonardo Electronic Almanac. 1998. Vol. 6. № 11. URL: http://mitpress.mit.edu/e-journals/LEA (дата обращения: 12.04.2012).
- Lestel D. Liberating Life from Itself: Bioethics and Aesthetics of Animality // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 151-160.
- Michaud Y. Art and Biotechnology // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 387-394.
- Mitchell R. Bioart and the Vitality of Media. Seattle - L.: The University of Washington Press, 2010. 168 p.
- Myers W. Bio Design. Nature, Science, Creativity. N. Y.: The Museum of Modern Art, 2012. 288 p.
- Paul C. Time Capsule: A Site-Specific Work by Eduardo Kac // Intelligent Agent. 1998. Vol. 2. № 2. P. 4-13.
- Perry P. Good and Evil on the Long Voyage // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 211-214.
- Reichle I. Art in the Age of Technoscience: Genetic Engineering, Robotics, and Artificial Life in Contemporary Art. Wien - N. Y.: Springer, 2009. 422 р.
- Stafford B. M. From Genetic Perspective to Biohistory: The Ambiguities of Looking Down, Across, and Beyond // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 373-386.
- Thacker E. Open Source DNA and Bioinformatic Bodies // Signs of Life: Bio Art and Beyond / еd. by E. Kac. Cambridge - L.: The MIT Press, 2009. P. 31-42.
- Wilson S. Art + Science Now. N. Y.: Thames & Hudson, 2012. 208 p.
|
|