Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
МЕТАМОРФОЗЫ ВАЛЬСА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XIX ВЕКА
|
Абдуллина Галина Вадимовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Сюй Жун
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
28 декабря 2018
г.
|
Аннотация.
В статье рассматривается бытование жанра вальса в русской музыкальной культуре XIX века и его эволюция. Первым русским классическим вальсом следует считать «Вальс-фантазию» М. Глинки. Особенность русских вальсов заключается в тесной связи вокальных и танцевальных жанров, с этим сопряжена большая гибкость вальсовой формулы. Наряду с вокальной и фортепианной миниатюрами в русской музыке вальс нашел свое место в сюитах и симфониях, оперных и балетных спектаклях. Авторы отмечают, что, начиная с любительского бытового музицирования начала века, вальс поднялся до масштабных концертных сочинений в творчестве П. Чайковского и А. Глазунова, до философских размышлений и широких обобщений.
|
Ключевые слова и фразы:
вальс
вальсовость
танцевальные жанры
бал
выразительность
фортепиано
быт
поэтика
ритмическая формула
интонационность
вальс-портрет
М. И. Глинка
П. И. Чайковский
А. К. Глазунов
балет
метаморфозы
переосмысление
А. С. Пушкин
waltz
waltz nature
dance genres
ball
expressiveness
piano
everyday life
poetics
rhythmic formula
intonation nature
waltz-portrait
M. I. Glinka
P. I. Tchaikovsky
A. K. Glazunov
ballet
metamorphoses
reconsideration
A. S. Pushkin
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Абдуллина Г. В. Инструментальная пассакалия на рубеже XX-XXI веков // Лики музыки XXI века: приношение Галине Уствольской, Борису Тищенко: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 212-223.
- Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Л.: Музыка (Ленингр. отд-е), 1972. 376 с.
- Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. 199 с.
- Брянцева В. Н. О претворении вальсовости в творчестве П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1993): материалы научной конференции. М., 1995. С. 120-129.
- Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. Л.: Музыка, 1980. 202 с.
- Житомирский Д. В. Балеты П. И. Чайковского. М.: Музгиз, 1957. 120 с.
- Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX веков: учеб. пособие. М.: Музыка, 1978. 256 с.
- Немировская И. А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины ХХ веков: автореф. дисс. … д. искусствоведения. Магнитогорск, 2011. 48 с.
- Петровский Л. Г. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Х.: Типография университета, 1825. 145 с.
- Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. С. 292-310.
|