Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 8
КОЛЛЕКЦИЯ:    Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА ИСЛАМА И БУДДИЗМА НА ИКОНЕ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» XVII ВЕКА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Розанова Ольга Васильевна
Международный институт инновационного образования. Центр повышения квалификации

Бортникова Юлия Александровна
Международный институт инновационного образования. Центр повышения квалификации

Науменко Ольга Николаевна
Югорский государственный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 19 августа 2019 г.
Аннотация. В статье анализируется икона XVII в. «Спас Нерукотворный “Не рыдай Мене, Мати”» из фондов Государственной Третьяковской галереи. Авторы обращают внимание на цветовую гамму иконы, в том числе на доминирование не характерного для православия оранжевого цвета и использование зеленых тонов при изображении креста. Икона сопоставляется с другими известными образцами православного искусства, созданными для христианизации неправославных народов, в том числе с «Иисусом Благословляющим» из Пинакотеки Ватикана и коллекцией икон из фондов Государственного краеведческого музея Иркутской области. Делается вывод, что «Спас Нерукотворный» предназначался для христианизации мусульман и буддистов Сибири.
Ключевые слова и фразы:
«Спас Нерукотворный»
«Иисус Благословляющий»
икона
православие
ислам
буддизм
Сибирь
христианизация
Ватикан
“The Saviour Not Made by Hands”
“The Redeemer Conferring a Blessing”
icon
Orthodoxy
Islam
Buddhism
Siberia
Christianization
Vatican
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Асалханова Е. В. Коллекция буддийской живописи Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 114. С. 290-295.
  2. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10-ти т. СПб.: Азбука-классика, 2005. Т. III. 752 с.
  3. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10-ти т. СПб.: Азбука-классика, 2007. Т. VI. 592 c.
  4. Из чего в древности делали краски? [Электронный ресурс]. URL: http://www.vokrugsveta.ru/quiz/426/ (дата обращения: 17.05.2017).
  5. Климова Ю. С. Аспекты категории дхармы в буддийских иконах // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 2 (38). С. 162-168.
  6. Науменко О. Н., Науменко Е. А., Бортникова Ю. А. Икона в искусстве мировых религий // Омский научный вестник. 2014. № 5 (132). С. 202-205.
  7. Сибирская иконопись [Электронный ресурс]. URL: http://diplomba.ru/work/89550 (дата обращения: 17.05.2017).
  8. Строгановский иконописный лицевой подлинник. М.: Издание литографии при торгово-промышленном музее, 1869. 133 c.
  9. Шараева Т. И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков: Зеленая Тара // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук. 2017. № 3 (31). С. 84-92.
  10. Guida ai capovalovari della Pinoneka Vaticana. Vatican: SCALA, 2008. 128 p.
  11. http://www.museum.irk.ru/catalog/58/showGroup.php (дата обращения: 17.05.2017).
  12. https://fikus.guru/derevya/lechebnye-svoystva-dereva-amurskiy-barhat-i-ih-opisanie.html#gde (дата обращения: 17.05.2017).
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА