Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 11
КОЛЛЕКЦИЯ:    Музыкальное искусство

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Вариации на тему Шумана ор. 9 И. Брамса в аспекте стилистических особенностей и исполнительских задач

Гапоненко Татьяна Николаевна
Академия хорового искусства им. В. С. Попова, г. Москва

Кузнецова Алина Владимировна
Белгородский государственный институт искусств и культуры

Сбитнева Людмила Васильевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры


Дата поступления рукописи в редакцию: 15 ноября 2021 г.
Аннотация. Цель исследования - определить стилистические особенности и специфику исполнительских задач Вариаций на тему Шумана ор. 9 И. Брамса в рамках понимания смыслового поля музыкального произведения. В статье прослеживается влияние музыки Р. Шумана на создание Вариаций И. Брамса ор. 9. Научная новизна работы заключается в выявлении посредством исполнительского анализа данного произведения основных художественных и исполнительских приемов и задач, что дает возможность более четко увидеть черты стиля композиторов и глубже понять творческий замысел Брамса. Авторы приходят к следующим результатам: влияние Р. Шумана проявилось в музыкальных образах, фактуре изложения, типе контраста, драматургии.
Ключевые слова и фразы:
полифонические приёмы
вариационный цикл
гармоническое строение
педализация
техническая задача
polyphonic techniques
variational cycle
harmonic structure
pedaling
technical task
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981.
  2. Брамс И. Вариации на тему Шумана для фортепиано ор. 9. Автор педагогических комментариев и исполнитель профессор А. Иохелес. М.: Мелодия, 1977.
  3. Брамс И. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Музыка, 1984. Т. 1.
  4. Вариационные циклы фортепианной музыки Брамса и вопросы его стиля: труды кафедры теории и истории музыки. М.: Московская ордена Ленина Государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1966.
  5. Кузнецова А. В. Миф и музыка в позднем немецком Романтизме (на примере тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга»). Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2013.
  6. Погорелова Л. К. Камерно-инструментальная музыка: некоторые вопросы истории, методики, исполнительства. Воронеж: ВГПУ, 2005.
  7. Розенов Э. К. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1982.
  8. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. М.: Музыка, 1986. Т. 3. Письма (1872-1894). Лекции по истории фортепианной литературы / сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступит. ст. Л. А. Баренбойма.
  9. Царёва Е. М. Иоганнес Брамс: монография. М.: Музыка, 1986.
  10. Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз, 1953.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА