Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Pan-Art. 2023. Том 3. Выпуск 1
КОЛЛЕКЦИЯ:    Междисциплинарные художественные исследования

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Идеи натурфилософии И. В. Гёте в виртуальном вокальном цикле Н. К. Метнера

Крупина Лариса Леонидовна
Воронежский государственный институт искусств


Дата поступления рукописи в редакцию: 10 января 2023 г.
Аннотация. Цель исследования – обосновать, что общность тем и особенности тонального плана трех песен Н. К. Метнера на стихи И. В. Гёте «Мимоходом», «Нашел», «Фиалка», объединенных идеями натурфилософии, позволяют предположить возможность мысленного их объединения в единое циклическое произведение из трёх частей – виртуальный вокальный цикл. В статье представлена идея натурфилософии Гёте о проблеме отношений человека и природы, отраженная в его поэтическом творчестве; проанализировано музыкальное содержание трёх песен Н. К. Метнера на стихи И. В. Гёте «Мимоходом», «Нашел», «Фиалка». Научная новизна исследования заключается в определении музыкальных средств объединения трёх песен Н. К. Метнера на стихи И. В. Гёте «Мимоходом», «Нашел», «Фиалка». В результате обосновано, что: проблему отношений человека и природы Гёте символически отображает в своих стихах в трех вариантах – позитивной, нейтральное и пренебрежительное; целостность предложенного нами виртуального цикла обеспечивается не только тональным планом, но и сюжетной логикой стихотворений Гёте.
Ключевые слова и фразы:
идеи натурфилософии И. В. Гёте
вокальный цикл Н. К. Метнера
проблема отношений человека и природы
тональный план песен Н. К. Метнера
J. W. von Goethe’s ideas of natural philosophy
vocal cycle by N. K. Medtner
problem of the relationship between man and nature
tonal scheme of N. K. Medtner’s songs
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аюпова Д. И. Гёте: идеи натурфилософии // Молодой ученый. 2013. № 7 (54).
  2. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975.
  3. Гёте В. Статьи и мысли об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1935.
  4. Жирмунский В. М. Гёте в русской литературе. М.: Наука, 1982.
  5. Метнер Н. К. Письма / под ред. З. А. Апетян. М.: Советский композитор, 1973.
  6. Метнер Э. К. Размышления о Гёте. М.: Мусагет, 1914.
  7. Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М.: Композитор, 2006.
  8. Шкапа Е. А. Эмбриология и морфология музыкального организма. Теория Георгия Эдуардовича Конюса // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. М.: НИЦ Московская консерватория, 2005.
  9. Штром А. Осмысление авторского текста как ключ к исполнительской интерпретации романсов Н. Метнера // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействие: сб. статей по материалам Международной научной конференции 6-9 апреля 2009 года в Государственной классической академии им. Маймонида. М.: Человек, 2010.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА