Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Pan-Art. 2023. Том 3. Выпуск 2
КОЛЛЕКЦИЯ:    Музыкальное искусство

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Два типа музыкально-творческого процесса – две формы музыкального произведения

Королевская Наталья Владимировна
Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова


Дата поступления рукописи в редакцию: 30 марта 2023 г.
Аннотация. Цель исследования – на примере Первого струнного квартета В. Г. Королевского показать взаимодействие внешней и внутренней форм музыкального произведения как сугубо музыкальных и понятийно-логосных структур. В статье осуществляется анализ научного состояния проблемы музыкально-творческого мышления, раскрыт вопрос сосуществования и взаимодействия в творческом процессе композитора музыкального и понятийного мышления, оставляющих свой формообразующий след в звуковой материи музыкального произведения, данные сферы формообразования разграничены на внешние и внутренние формы – средоточие объектного (всеобщего) и субъектного (личностного) смысла, а также установлено их принципиальное различие. Научная новизна заключается в подходе к анализу Первого струнного квартета В. Г. Королевского с позиции внутренней формы, отправным моментом созидания которой является парадигматическая структура типового содержания, или объектного смысла, результативным – форма смысла. В результате определено, что форма, объединяющая квартет Королевского изнутри – это лабиринт, разветвляющийся на два интонационных направления, представленных темами хорала и фуги, с достаточно чётко обозначенной точкой развилки – темой креста.
Ключевые слова и фразы:
музыкально-творческий процесс
форма музыкального произведения
музыкальное мышление
понятийное мышление
объектно-субъектная целостность музыкально-художественного замысла
musical-creative process
form of a musical composition
musical thinking
conceptual thinking
objective-subjective integrity of musical-artistic intention
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
  2. Адамян А. А. Художественное мышление // Адамян А. А. Статьи об искусстве / предисл. и общ. ред. В. Ф. Асмуса. М.: Музгиз, 1961.
  3. Акопян Л. О. Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. Изд-е 3-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2014.
  4. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика). СПб.: ДНК, 2000.
  5. Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). Баку: Элм, 2004.
  6. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
  7. Арановский М. Г. Структура музыкальных жанров и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1987. Вып 6.
  8. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М., 1994. Т. 2.
  9. Бурьянек И. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
  10. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд-е 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999.
  11. Гарипова Н. М. Личностный смысл и механизмы его постижения и объективации в искусстве // Вестник Московского университета. Серия 7. 2012. № 4.
  12. Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М.: Искусство, 1972.
  13. Гладкова М. П. Диалектика постижения смысла музыки: автореф. дисс. … к. филос. н. Тюмень, 2005.
  14. Гусева Е. С. Бинарность как феномен смыслообразования в музыке (на примере сочинений Г. Уствольской и Ю. Шибанова): автореф. дисс. … к. иск. Новосибирск, 2016.
  15. Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж., Фуко. М. Логика смысла; Theatrum philosophicum / пер. с фр. М. – Екатеринбург: Раритет; Деловая книга, 1998.
  16. Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства / пер. с нем. Ю. Н. Попова; послесл. В. В. Бибихина. СПб.: Axiõma, 2000.
  17. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
  18. Иванов Е. М. Об онтологии смысла // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2010. Т. 10. Вып. 3.
  19. Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: учебное пособие. Астрахань: Волга, 2009.
  20. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2006.
  21. Кривошей И. М. Когнитивная философия русского романса: автореф. дисс. … д. иск. Саратов, 2016.
  22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. Т. II.
  23. Луначарский А. В. В мире музыки: статьи и речи / сост., ред. и коммент. Г. Б. Бернандта и И. А. Саца; предисл. И. А. Саца. Изд-е 2-е., доп. М.: Сов. композитор, 1971.
  24. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Изд-е 2-е, доп. М.: Советский композитор, 1991.
  25. Назайкинский Е. В. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. Изд-е 3-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2014.
  26. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2003.
  27. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. Изд-е 2-е, доп. М.: Музыка, 1972.
  28. Раппопорт С. Х. О природе художественного мышления // Эстетические очерки / сост. и общ. ред. С. Х. Раппопорта. М.: Музыка, 1967. Вып. 2.
  29. Севостьянова Л. В. Слово музыковеда (Предисловие) // Королевский В. Г., Мишле В. С., Полозов С. П. Сочинения для струнного квартета. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, 2012.
  30. Соколов О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994.
  31. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления: сборник статей / сост. и ред. М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1974.
  32. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л. Раппопорт; общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. М.: Музыка, 1971.
  33. Тараева Г. Р. Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации: автореф. дисс. … д. иск. Ростов н/Д, 2013.
  34. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. и примеч. В. В. Бибихина. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Наука, 2002.
  35. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964.
  36. Чередниченко Т. В. Форма и структура в искусстве звука и слова // Новый мир. 2001. № 10.
  37. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М.: Изд-во Государственной академии художественных наук, 1927.
  38. Щедровицкий Г. П. Избранные труды: в 7-ми ч. 1974. Ч. V. Знак. Значение. Смысл. Смысл и значение. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3961/3995
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА