Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Pan-Art. 2024. Том 4. Выпуск 4
КОЛЛЕКЦИЯ:    Музыкальное искусство

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Тембр и смысл: когнитивные стратегии восприятия музыкального содержания вокального произведения (на примере романса С. В. Рахманинова «Здесь хорошо»)

Лимитовская Анна Валентиновна
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского


Дата поступления рукописи в редакцию: 6 декабря 2024 г.
Аннотация. Цель исследования – выявить, как выстраивается слушательское восприятие музыкального содержания вокального произведения при изменении тембрового компонента на этапе его исполнительской интерпретации. В статье будут сопоставлены различные версии романса С. В. Рахманинова «Здесь хорошо», которые не только строго материализуют в звучании оригинальный композиторский текст, но и вносят в него разнообразные тембровые изменения, а также проанализированы различные стратегии слушательского восприятия, связанные с изменением тембро-акустического облика произведения. Научная новизна заключается в комплексном рассмотрении вопроса, объединяющем подходы психоакустики, психологии восприятия, звукорежиссуры с традиционными музыковедческими методами исследования. В опоре на методологическую установку Е. В. Назайкинского, отделяющего собственно звуковое начало музыки от интонационного, а также на результаты собственных исследований роли тембра в фиксации, трансляции и восприятии музыкального содержания выявляются акустические, нейрокогнитивные и семантические аспекты этого процесса. В результате определено, что любые тембровые изменения, вносимые исполнителями в оригинальный текст вокального сочинения, приводят не только к варьированию его акустических параметров, но и к трансформации восприятия репрезентируемого им содержания.
Ключевые слова и фразы:
восприятие музыкального содержания вокального произведения
тембровый компонент вокального произведения
романс С. В. Рахманинова «Здесь хорошо»
тембро-акустический облик произведения
perception of the musical content of a vocal work
timbre component of a vocal work
S. V. Rachmaninoff’s romance “How Nice It Is Here”
timbre-acoustic appearance of the work
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Блаховский А. В. Об особенностях вокальной речи в русской камерной музыке (на примере романсов М. И. Глинки) // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 7.
  2. Волкова П. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века): автореф. дисс. … д. иск. Саратов, 2009.
  3. Денисов Э. В. Неизвестный Денисов: из Записных книжек (1980/81-1986, 1995) / вступ. ст. и коммент. В. Ценовой. М.: Композитор, 1997.
  4. Зенкин К. В. Музыка. Эйдос. Время. М.: Памятники исторической мысли, 2015.
  5. Казанцева Л. П. «Пограничные жанры»: за и против // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1 (2).
  6. Казанцева Л. П. Семантика тональности: вопросы методологии исследования // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2006.
  7. Корсакова-Крейн М. Язык музыки и его психофизические основы (обзор) // Современные технологии в медицине. 2019. № 1 (11).
  8. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Композитор, 2000.
  9. Кривенко Ж. Д. Тембр голоса народного певца как выразитель музыкального содержания русского песенного фольклора // Вестник МГИМ имени А. Г. Шнитке. 2022. № 3 (19).
  10. Лимитовская А. В. К вопросу о влиянии тембра певческого голоса на восприятие содержания вокального произведения (на примере исполнения романса С. В. Рахманинова «Здесь хорошо») // Художественное образование и наука. 2022. № 3 (32).
  11. Лимитовская А. В. К вопросу о роли тембра в музыкальной коммуникации // Наука. Искусство. Культура. 2024a. № 1 (41).
  12. Лимитовская А. В. Тембр голоса и содержательные метаморфозы акустического текста (на примере каватины Алеко С. В. Рахманинова) // Образование и культурное пространство. 2024b. № 1.
  13. Мёдова А. А. Феноменология музыкального опыта. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2021.
  14. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники. М.: Классика-ХХI, 2005.
  15. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.
  16. Рустамов А. Р. Звуковой образ пространства в структуре художественного языка звукорежиссуры: дисс. … к. иск. СПб., 2013.
  17. Рустамов А. Р. Использование акустических характеристик речи для управления выразительными свойствами музыкальных сигналов: маг. дисс. СПб., 2014.
  18. Рустамов А. Р. Формирование художественного звукового образа с учетом акустических качеств закрытого пространства // Вестник Башкирского университета. 2010. № 3 (15).
  19. Терликова Л. Е. Фонизм фортепианной фактуры как проблема музыкальной педагогики // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 1.
  20. Холопова В. Н. Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия // Журнал Общества теории музыки. 2014. № 1 (5).
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА