Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Pan-Art. 2024. Том 4. Выпуск 4
КОЛЛЕКЦИЯ:    Теория и история искусства

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Архитектурный образ в европейской средневековой живописи: символика и роль в изображении

Габрава Валерия Аркадьевна
Воронежский государственный технический университет

Барсуков Евгений Михайлович
Воронежский государственный технический университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 11 декабря 2024 г.
Аннотация. Цель исследования – определить значение архитектурного изображения в произведениях средневекового искусства Западной Европы. Рассматриваются особенности этого явления и различные трактовки базовых объектов-символов. Материалом для исследования стали иллюстрации манускриптов и кодексов XII-XV веков, где изображены архитектурные объекты и пространства. Анализ архитектурного образа проводился как в денотативном, так и коннотативном прочтении. Научная новизна заключается в междисциплинарном подходе к выявлению семиотики архитектурного изображения, поскольку исследования искусствоведческого характера ведутся с позиции исследователя теории и истории архитектуры. В результате сделаны выводы о безусловном символическом характере архитектурного изображения в рассматриваемый период, показаны примеры деятельного участия архитектурного образа в выстраивании композиции и сюжета изображения, высказаны предположения о роли контекста в трактовке архитектурного образа. Итоговые выводы могут войти в состав исследования, посвященного эволюции архитектурного образа с момента возникновения первых дескрипций до конца классического периода.
Ключевые слова и фразы:
архитектурное изображение
архитектурный образ
средневековая живопись
христианские символы
architectural representation
architectural image
medieval painting
Christian symbols
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  2. Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии: монография. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
  3. Власов В. Г. Экфразы в архитектуре // Архитектон: известия вузов. 2020. № 1 (69).
  4. Воскобойников О. C. Тысячелетнее царство (300-1300): очерк христианской культуры Запада. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  5. Гомбрих Э. История искусства. Изд-е 6-е. М.: Искусство – XXI век, 2019.
  6. Гуревич А. Я. Категории Средневековой культуры: монография. М.: Наука, 1972.
  7. Кларк К. Пейзаж в искусстве / пер. с англ. Н. Н. Тихонова. СПб.: Азбука-классика, 2004.
  8. Кокорина Е. Г., Яковлева А. Р. Визуальные репрезентации культурных архетипов как отражение образно-символической системы культурно-исторического периода на примере колоды таро А. Уэйта – П. Колман-Смит // МедиаVектор. 2023. № 9.
  9. Кривцун О. А. Историческая ментальность и художественный процесс // Вестник культурологии. 2019. № 1 (88).
  10. Луис Э. Таро: просто и ясно. СПб.: Весь, 2019.
  11. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции / пер. с фр. А. Пожидаевой, Д. Харман; ред. Н. Веденеева. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
  12. Фуртай Ф. В. Герменевтика искусства: учебник. М.: Директ-Медиа, 2023.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА