Аннотация.
В статье рассматриваются основные типы телесной образности, представленные в контексте повествовательной традиции, посвященной теме Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Выделяется шесть образных рядов «воюющего тела», распределенных по трем контрастным парам: витальное – мимикрийное, субординационное – маргинальное, ритуальное – гротескное. Общее направление освоения телесной образности в рамках рассматриваемой традиции осмысляется как переход от однофокусных стратегий, создающих героико-ритуализованный образ идеального воина, к многофокусным сценариям, осваивающим не только патетические, но и иронические, полемические, пародийные и комические способы телесной изобразительности.
|
Список литературы:
- Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 22–88.
- Генисаретский О. И. Совершенный человек: пространственность и событийность перфективного праксиса // Виртуальная реальность. М.: Институт философии, 1997. С. 8–36.
- Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. 340 с.
- Тюпа В. И. Аналитика художественного: введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт; РГГУ, 2001. 189 с.
- Федоров В. В. О природе поэтической реальности: монография. М.: Советский писатель, 1984. 184 с.
- Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. M.: Ad Marginem, 1999. 479 с.
|