Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
ЭТИКЕТ РУССКОГО ДУХОВНОГО ПИСЬМА: ТЕОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Смолина Анджелла Николаевна
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
1 июля 2016
г.
|
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности эпистолярного духовного этикета. Автор обращает внимание на последовательность тематических частей письма, составляющие зачина, основной части и концовки; выявляет этикетные речевые формулы, используемые преимущественно в русских духовных письмах. Также автор обращается к таким активно функционирующим в духовных письмах этикетным жанрам как приветствие, прощание, благопожелание, утешение, соболезнование, извинение, благодарность; рассматривает коммуникативную роль молитвы и наставления. Основной метод исследования, используемый в ходе работы с текстами, - теолингвистический, который заключается в изучении проявлений религии, отражающихся в языке. Анализ текстов духовных писем русских церковных писателей ХХ века показал, что принцип теоцентризма определяет как характер содержания, так и языковое воплощение жанра, его этикетную составляющую. С помощью иллюстративного материала в статье демонстрируется, что этикетные речевые формулы, используемые авторами духовных писем, - иные, нежели в других частных неофициальных письмах, это (наряду с теоцентричностью текста в целом) убеждает в необходимости изучения и описания духовного письма как субжанра частного письма.
|
Ключевые слова и фразы:
духовное письмо
этикет
этикетная речевая формула
благопожелание
наставление
молитва
теолингвистика
spiritual letter
etiquette
etiquette speech formula
good wishes
instruction
prayer
theolinguistics
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Акимова Т. П. Представление национально-культурных особенностей коммуникации в этикетных речевых жанрах русского эпистолярного текста // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 211-216.
- Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма: учебное пособие. Изд. 6-е. М.: ЛЕНАНД, 2008. 208 с.
- Андреева О. Н. Стратегия убеждающей речи в эпистолярных текстах (на материале писем в защиту) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 1 (31). Ч. 1. С. 24-27.
- Андроник (Лукаш), схиархимандрит. Письма [Электронный ресурс]. URL: http://old.glinskie.ru/biblio/o_starcah/p_gl_st/ 07.html (дата обращения: 02.06.2016).
- Варлаам (Ряшенцев), архиепископ. Письма духовным чадам [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/Varlaam_Rjashentsev/pisma-dukhovnym-chadam/ (дата обращения: 02.06.2016).
- Васильева Е. А. Язык и слово в представлениях западных теолингвистов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 2 (23). С. 127-133.
- Виноградова Е. М. Эпистолярные речевые жанры: прагматика и семантика текста: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1991. 20 с.
- Виталий (Сидоренко), схиархимандрит. Письма духовным чадам [Электронный ресурс]. URL: http://www.vselprav.org/ library/o_gizni_shiarhimandrita_vitalija.htm#12 (дата обращения: 02.06.2016).
- Гадомский А. К. Русская теолингвистика: история, основные направления исследований // Стил. Београд. 2010. № 9. С. 357-354.
- Голестан П. Сопоставительная характеристика речевого этикета в русских и персидских деловых письмах // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 4. С. 89-92.
- Евпак Е. В. Лингвоперсонология Н. О. Лосского (на материале дружеских писем) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2 (54). С. 40-45.
- Евсеева И. В. Вопросы нетикета: обращение на «ты» и «Вы» в интернет-сети // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4-3 (52). С. 181-184.
- Иоанн (Алексеев), схиигумен, валаамский старец. Письма о духовной жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. 656 с.
- Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Письма [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/ pisma/pisma10.htm (дата обращения: 02.06.2016).
- Иоанн (Кронштадтский), св., прав. Письма [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/ pisma/ (дата обращения: 02.06.2016).
- Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Письма [Электронный ресурс]. URL: http://old.glinskie.ru/biblio/o_starcah/p_gl_st/ pisma68_80.html (дата обращения: 02.06.2016).
- Кабанова Т. Н. Эпистолярный текст частной переписки в аспекте теории речевого общения (на материале рукописных и опубликованных текстов ХХ века): автореф. дисс. … к. филол. н. Челябинск, 2004. 24 с.
- Каширина В. В. Феномен духовного письма // Русская словесность. 2007. № 1. С. 73-80.
- Никон (Воробьев), игумен. Письма о духовной жизни / сост., предисл. А. И. Осипова. М.: Благовест, 2015. 576 с.
- Никон (Оптинский), преподобный. Письма [Электронный ресурс]. URL: http://www.optina.ru/starets/nikon_letters_1/ (дата обращения: 02.06.2016).
- Постовалова В. И. Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки, основные идеи и направления [Электронный ресурс] // Magister Dixit. 2012. № 4 (12). URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/postovalova_v.i._-_2.pdf (дата обращения: 02.06.2016).
- Ресенчук А. А., Рябова М. Ю. Формулы речевого этикета в эпистолярном романе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2 (54). С. 144-148.
- Серафим Глинский (Романцов), схиархимандрит. Духовные письма [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/Serafim_Glinskij/duhovnye-pisma/ (дата обращения: 02.06.2016).
- Серафим (Мажуга), схимитрополит. Письма [Электронный ресурс]. URL: http://old.glinskie.ru/biblio/o_starcah/ p_gl_st/08.html (дата обращения: 02.06.2016).
- Софроний (Сахаров), архимандрит. Письма в Россию. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 288 с.
- Степаненко В. А. Теолингвистика? - Да, теолингвистика! // Вестник Иркутского государственного университета. 2012. № 2 (18). С. 221-226.
- Сухотерина Т. П. Фронтовое письмо как жанр естественной письменной русской речи // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 249-251.
|
|