Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
РУССКО-НЕМЕЦКИЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ» ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ТВОРЧЕСТВЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО
|
Жданов Сергей Сергеевич
Сибирский государственный университет геосистем и технологий
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
1 декабря 2017
г.
|
Аннотация.
В статье исследуется образ немецкой музыки, представленный в литературном наследии В. Ф. Одоевского, включая как его публицистические произведения (критические заметки, рецензии, обзоры) на тему музыки, так и новеллу «Себастиян Бах». При этом в творчестве русского писателя и музыковеда XIX века русский и немецкий музыкальные «миры» находятся в тесной взаимосвязи, формируя пространство диалога культур, одним из важных элементов которого выступают индивидуально переосмысленные В. Ф. Одоевским образы музыки и музыкантов Германии.
|
Ключевые слова и фразы:
В. Ф. Одоевский
музыка
персоносфера
композитор
русский
немецкий
С. Бах
Германия
Россия
имагология
V. F. Odoyevsky
music
personosphere
composer
Russian
German
S. Bach
Germany
Russia
imagology
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Аверинцев С. Путь к существенному // Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 7-10.
- Белинский В. Г. Сочинения князя В. Ф. Одоевского [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/ text_3230.shtml (дата обращения: 01.10.2017).
- Бернандт Г. Б. В. Ф. Одоевский и Бетховен. Страница из истории русской бетховенианы. М.: Советский композитор, 1971. 52 с.
- Библер В. С. На гранях логики культуры [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/bibler_na/04.aspx (дата обращения: 01.10.2017).
- Боткин В. П. Итальянская и германская музыка // Отечественные записки. 1839. № 12. С. 1-16.
- Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда (Критические заметки) [Электронный ресурс]. URL: http://goncharov.lit-info.ru/goncharov/proza/luchshe-pozdno-chem-nikogda.htm (дата обращения: 01.10.2017).
- Грановский Б. Записки о Вл. Одоевском // Советская музыка. 1952. № 9. С. 44-50.
- Земсков В. Б. Образ России «на переломе» времен (Теоретический аспект: рецепция и репрезентация «другой» культуры) [Электронный ресурс] // Новые российские гуманитарные исследования. 2006. № 1. URL: http://www.nrgumis. ru/articles/81/ (дата обращения: 01.10.2017).
- Кремлев Ю. Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке: в 3-х т. Л.: Музгиз, 1954. Т. 1. 1960. 287 с.
- Кремлев Ю. Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке: в 3-х т. Л.: Музгиз, 1958. Т. 2. 613 с.
- Маймин Е. А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. С. 247-276.
- Мароши В. В. Имя автора в паратексте художественного произведения // Текст как единица филологической интерпретации: IV всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (г. Куйбышев, 25 января 2014 г.): сборник статей / отв. ред. А. А. Курулёнок. Новосибирск: Немо Пресс, 2014. С. 224-225.
- Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 729 с.
- Одоевский В. Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1981. Т. 1. Русские ночи. Статьи. 365 с.
- Ступель А. М. В. Ф. Одоевский. 1804-1869. Л.: Музыка; Ленинградское отделение, 1985. 94 с.
- Хазагеров Г. Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир. 2002. № 1. С. 133-145.
|
|