Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2019. № 9. С. 116-119.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.24

ПОЛОЖЕНИЕ ИЗОБРАЖЁННОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ КАК РЕЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ВИЗУАЛЬНОГО В ЛИТЕРАТУРЕ

Аксенова Анастасия Александровна
Кемеровский государственный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 03.07.2019
Аннотация. Целью статьи является рассмотрение динамических видов образной структуры в рецептивном акте читателя, с учётом двоякого положения как показывающего (раскрывающего свой кругозор) и как показанного наблюдателя (изображённого в окружении). Новизна продиктована недостаточной изученностью рецептивного аспекта визуального в литературе. В результате осмысления существующих работ и практики истолкований художественных текстов мы понимаем, что в рецептивном акте осуществляется поворот читательского сознания, связующий части и целое, то есть переключение между актуализацией и редукцией визуального поля зрения изображённого наблюдателя. Так, поле зрения изображённого наблюдателя раскрывается как творящая и сотворенная сфера динамики художественных закономерностей.
Ключевые слова и фразы: наблюдатель, рецептивный акт, визуальное в литературе, точка зрения, художественный мир, читатель, дистанция, observer, receptive act, visual in literature, viewpoint, artistic world, reader, distance
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аксенова А. А. Близкое и далёкое в мире романа Юрия Олеши "Зависть" // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3-4. С. 164-168.
  2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 9-226.
  3. Замятин Е. И. Избранные произведения. М.: Сов. писатель, 1989. 768 с.
  4. Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 1977. 71 с.
  5. Олеша Ю. К. Зависть. Заговор чувств. Строгий юноша / подг. текстов А. В. Кокорина, коммент., ст. Н. А. Гуськова и А. В. Кокорина, краткая хроника жизни автора сост. Н. А. Гуськовым. СПб.: Вита Нова, 2017. 624 с.
  6. Тамарченко Н. Д. Точка зрения // Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. С. 379-389.
  7. Тюпа В. И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. Изд-е 3-е, стер. М.: Изд. центр "Академия", 2009. 336 с.
  8. Тюпа В. И. Мастерство читателя // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4 (72). С. 219-224.
  9. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 256 с.
  10. Фуксон Л. Ю. Толкования. Кемерово: КемГУ, 2018. 199 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru