Религиозные константы как кодификатор этнического образа в русской литературе XIX века
Сарбаш Людмила Николаевна
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
Дата поступления рукописи в редакцию: 08.01.2023
Аннотация. Цель работы - выявление функционального назначения религиозных констант в создании инонационального образа в русской литературе XIX века. Рассматриваются «мусульманские» константы в произведениях М. И. Невзорова, П. П. Свиньина, Т. С. Беляева, П. М. Кудряшева; анализируются конфессиональные кодификаторы в произведении Ф. М. Достоевского («Записки из Мертвого дома») и мифологемы религиозного дохристианского сознания в произведениях Н. Д. Телешова («Сухая беда») и Н. С. Лескова («Очарованный странник»). Научная новизна работы заключается в исследовании специфики назначения религиозных констант, максимально полно передающих представление об «инокультуре» как в содержательном, так и поэтическом аспекте, в анализе средств поэтики в художественном конструировании этнического образа. В результате проведенного исследования приходим к заключению: в создании инонационального образа доминантными в произведениях рассматриваемых писателей являются как конфессиональные религиозные, так и дохристианские языческие константы, передающие сущность и идентичность нерусских явлений большого российского мира. Формы текстуализации конфессиональных составляющих в создании инонационального образа различны: они представлены в таких вариантах ретрансляции, как описание места поклонения мусульман, отдельные коранические константы, мусульманские эпиграфические надписи и молитвенный текст в идейно-художественной системе произведений; религиозные праздники разных вероисповеданий и евангельские, коранические, ветхозаветные реминисценции; доминантные мифологемы дохристианского религиозного сознания.
Ключевые слова и фразы: русские писатели, религиозные константы, этнический образ, русская литература XIX века, межкультурный диалог, Russian writers, religious constants, ethnic image, Russian literature of the XIX century, intercultural dialogue
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Артемьев Ю. М., Ляпаева Л. В., Федяй С. В. Национально-мифологическая картина мира в поэмах К. Иванова «Нарспи» и С. Есенина «Анна Снегина» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (111).
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6.
Борисова В. В. Синтез религиозно-мифологического подтекста в творчестве Ф. М. Достоевского (Библия и Коран) // Щенников Г. К., Борисова В. В., Михнюкевич В. А. Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза: коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1991.
Гримстад К. А. Полиэтничность как религиозная проблема в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5.
Лотман Ю. М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн, 1992. Т. 1.
Сарбаш Л. Н. Полиэтноконфессиональная Россия в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2012a. № 4.
Сарбаш Л. Н. Рецепция «инонационального» в творчестве М. И. Невзорова: мусульманский мир в «Путешествии в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г.» // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. Серия «Филологические науки». 2013. № 1.
Сарбаш Л. Н. Русские писатели XIX века о религиозно-христианских верованиях поволжских народов: Николай Чудотворец как «Русский Бог» // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2012b. № 1.
Сарбаш Л. Н. Чувашские языческие боги в творчестве русских писателей XIX века // Сопоставительная филология и полилингвизм: мат. междунар. науч. конф. (г. Казань, 29 сентября - 1 октября 2010 г.). Казань, 2010.