Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9. Ч. 2. С. 126-131.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА КАК ОБЛАСТИ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Перельман Ирина Владимировна
Государственный институт искусствознания


Аннотация. Статья посвящена синтезу двух направлений гуманитарного знания: искусствоведения и гендерных исследований. В ней раскрывается вариант методологии гендерного прочтения художественного образа, передающего поведение человека, обосновывается степень корреляции понятий "гендер" и "художественный образ". Анализируется возможность реконструкции гендерной истории через знаковость, репрезентируемую в произведениях искусства. Основное внимание автор акцентирует на анализе понятий "художественный образ", "символ", "знак", "гендер", "гендерная репрезентация".
Ключевые слова и фразы: художественный образ, символ, знак, гендер, гендерная репрезентация, культурные оформления, artistic image, symbol, sign, gender, gender representation, cultural designs
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Айвазова С. Г. Женщины в российском обществе: гендерное измерение политического процесса: дисс. … д-ра полит. наук. М.: Рос. АН; Инт-т сравнит. политологии, 1996. 218 с.
  2. Баранов Г. С., Родионова Д. Д. Мода и гендер в эпоху постмодерна. Кемерово: КГУКИ, 2006. 204 с.
  3. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. Изд-е 4-е, доп. М.: Гуманитарий, 2012. 348 с.
  4. Басин Е. Я. Теоретические проблемы искусства: логика, психология, эстетика, социология. М.: БФРГТЗ "СЛОВО", 2010. 328 с.
  5. Бердяев Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М.: АСТ; Астрель, 2011. 668 с.
  6. Бычков В. В. Эстетика: учебник. М.: Гардарики, 2008. 573 с.
  7. Ванслов В. В. Искусство и красота. М.: Знание, 2006. 288 с.
  8. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования [Электронный ресурс]: тезисное изложение лекции. URL: http://www.gender.ru/pages/resources/publications/voronina/pdf/Valdai.pdf (дата обращения: 29.07.2013)
  9. Воронина О. А. Женщина в "мужском обществе" // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 104-110.
  10. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 2010. 352 с.
  11. Гендер и общество в истории / под ред. Л. П. Репиной, А. В. Стоговой, А. Г. Суприянович. Серия "Гендерные исследования". СПб.: Алетейя, 2007. 696 с.
  12. Герман М. Ю. Модернизм. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с.
  13. Кассирер Э. Философия символических форм. М.: Академический проект, 2011. Т. I. Язык. 271 с.
  14. Кривцун О. А. Психология искусства: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2009. 447 с.
  15. Кривцун О. А. Творческое сознание художника. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 376 с.
  16. Лободанов А. П. Семиотика искусства. М.: Государственный институт искусствознания, 2011. 672 с.
  17. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М.: Академический проект, 2010. 415 с.
  18. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Изд. Политической литературы, 1991. 366 с.
  19. Микшина Е. А. Гендерология и феминология: учеб. пособие. Барнаул, издательство АлтГТУ, 2007. 359 с.
  20. Никитина И. П. Философия искусства: учеб. пособие. Гриф УМО МО РФ. М.: Омега-Л, 2010. 559 с.
  21. Потапов Д. В. Социальная сущность искусства: опыт концептуализации: автореф. … канд. филос. наук / Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств. Краснодар, 2011. 173 с.
  22. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1978. 616 с.
  23. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ). М.: Академический проект; Альма Матер, 2010. 224 с.
  24. Свешников А. В. Искусство как потребность: анализ проблемы с точки зрения концепции Целостности. М.: Логос, 2011. 184 с.
  25. Спирова Э. М. Философско-антропологическое содержание символа. М.: Канон +; РООИ "Реабилитация", 2012. 336 с.
  26. Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). М.: Академический Проект, 2006. 383 с.
  27. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М.: Художественная литература, 1986. 670 с.
  28. Юлина Н. С. Проблемы женщин: философские аспекты // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 137-147.
  29. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы. М.: Изд. МГУ, 1987. 512 с.
  30. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. 366 с.
  31. Юнг К. Г. Собр. соч. Психология бессознательного. М.: Канон+; РООИ "Реабилитация", 2012. 320 с.
  32. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Медков С. Б., 2011. 352 с.
  33. Duncan H. D. Language and Literature in Society. N. Y., 1961.
  34. Goffman E. Gender Advertisement. N. Y., 1979.
  35. Parsons T. Culture and Social System Revisited. The Idea of Culture in the Social Science. Cambridge University Press, 1973.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru