Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 2. С. 39-41.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ДРЕВНЕЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Гусейнова Зивар Махмудовна
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных направлений в изучении традиционного профессионального музыкального искусства России - церковного пения. За два столетия, прошедших со времени создания первых исследовательских трудов в данной области, наука сформировала устойчивые методы работы с рукописным материалом, определила направления изучения, установила приоритеты в анализе древней традиции. Современные ученые, используя отечественную и зарубежную методологию работы с манускрипта-ми XI-XVII столетий, активно расширяют направления поиска, используя сохранившиеся рукописные памятники и формулируя новые исследовательские задачи.
Ключевые слова и фразы: церковное пение, рукописи, исследование, песнопение, певческая книга, нотация, теория музыки, church chant, manuscripts, research, chant, singing book, notation, music theory
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 года) / издал с объяснениями и примечаниями С. В. Смоленский. Казань: Тип. Императ. ун-та, 1888. 132 с.
  2. Алексеева Г. В. Византийско-русская певческая палеография. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 368 с.
  3. Болховитинов Е., митр. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской церкви с нужными примечаниями на оное. СПб.: Тип. Св. Синода, 1804. 36 с.
  4. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV-XVIII веков. Л.: Музыка, 1972. 422 с.
  5. Бражников М. В. Фёдор Крестьянин. Стихиры. Памятники русского музыкального искусства. М.: Музыка, 1974. Вып. 3 (публикация, расшифровка, исследование). 248 с.
  6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. 472 с.
  7. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2-х т. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т, 2004. Т. 1. 498 с.; Т. 2. 530 с.
  8. Гусейнова З. М. Фитник Федора Крестьянина. СПб.: Изд-во СПбГК, 2001. 187 с.
  9. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л.: Наука, 1977. 222 с.
  10. Мартынов В. И. История богослужебного пения: учебное пособие. М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. 240 с.
  11. Металлов В. М. Старинный трактат по теории музыки 1679 г., составленный Николаем Дилецким // Русская музыкальная газета. 1897. № 12. С. 1729-1762.
  12. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Урал. ун-т, 1991. 234 с.
  13. Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки истории и стиля. М.: Знак, 2007. 880 с.
  14. Протопопов В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989. 99 с.
  15. Разумовский Д., прот. Церковное пение в России (опыт историко-технического изложения): в 3-х вып. М.: Тип. Т. Рис, 1867-1869. Вып. 1. 157 с.; Вып. 2. 204 с.; Вып. 3. 198 с.
  16. Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 472 с.
  17. Ранняя русская лирика: репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV-XVII вв. / сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л.: Изд-во БАН, 1988. 411 с.
  18. Типографский Устав: Устав с кондакарем конца XI - начала XII века: в 3-х т. / под ред. Б. А. Успенского. М.: Языки славянских культур, 2006. Т. 1. 256 с.; Т. 2. 456 с.; Т. 3. 256 с.
  19. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М.: Тип. Моск. Университета, 1846. 50 с.
  20. Чишковская Е. В. Службы сербским святым по русским рукописям XVI-XIX вв.: Свв. Савва и Арсений: дисс. … к. искусствоведения. М., 2002. 155 с.
  21. Шиндин Б. А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2004. 400 с.
  22. Sticherarium Palaeoslavicum Petropolitanum // Codex Palaeoslavicus. Hauniae: C. A. Reitzel. 2000. No. 34.7.6. Bibliothecae Academiae Scientiarum Rossicae phototypice depictus. 494 р.
  23. Velimirovic M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: the Hirmologion. Copenhagen: Ejnar Munksgaard, 1960. 460 р.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru