Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3. Ч. 1. С. 145-149.
РАЗДЕЛ:    Исторические науки и археология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ЭНДОНИМИКА СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИИ МАРИ XVIII-XXI ВВ.

Саберов Рушан Анвярович
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина


Аннотация. В статье исследуются вопросы обозначения священнослужителей и вспомогательного персонала традиционного марийского религиозного культа в XVIII-XXI веках. На основе применения компаративного, сравнительно-исторического методов делается вывод о том, что наиболее архетипичным определением служителя культа мари является эндоним "карт", а его помощника - "уч?". В настоящее время священнослужителя марийской традиционной религии официально именуют "онаенг".
Ключевые слова и фразы: марийцы, традиционная религия, служитель культа, эндоним, XVIII-XXI вв, the Mari people, traditional religion, cult minister, endonyme, the XVIII-XXI centuries
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927. 127 с.
  2. Васильев В. М., Учаев В. М. Марийско-русский словарь. Йошкар-Ола, 2003. 296 с.
  3. Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: сб. документов / науч. ред. К. Мацузато. Екатеринбург, 2002. 211 с.
  4. Георги И. Г. Описание обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб., 1795. Ч. I. 117 с.
  5. Ерусланов П. Магометанская пропаганда среди черемис Уфимской губернии. М., 1870. 63 с.
  6. Знаменский П. Горные черемисы Казанского края // Вестник Европы. СПб., 1867. Т. IV. С. 30-71.
  7. Золотницкий Н. И. Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис. Казань, 1877. 27 с.
  8. Кузнецов С. К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис (1905 г.) // Святыни. Культ предков. Древняя история. Йошкар-Ола, 2009. С. 87-167.
  9. Кузнецов С. К. Остатки язычества у черемис // Известия Императорского географического общества. СПб., 1886. Т. XXI. Вып. 6. С. 449-479.
  10. Кузнецов С. К. Черемисские мольбища, жреческая иерархия и жертвенные пиры. Село Сернур Уржумского района // Святыни. Культ предков. Древняя история. Йошкар-Ола, 2009. С. 73-76.
  11. Кузнецов С. К. Четыре дня у черемис во время Сюрема // Известия Русского географического общества. СПб., 1880. Т. XV. Вып. III. С. 171-206.
  12. Маторин Н. М. Религия у народов Волжско-Камского края. М., 1929. 175 с.
  13. Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. 131 с.
  14. Михайловский В. М. Шаманство: сравнительно-этнографические очерки. М., 1892. Вып. I. 151 с.
  15. Михеева И. Б., Шиженский Р. В. Проекты религиозного строительства: центр, монастырь, школа в русском языческом движении второй половины XX - начала XXI в. (на примере дискурсов Н. Н. Сперанского) [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/5f2/9-proekty-religioznogo-stroitelstva-tsentr_-monastyr_-shkola-v-russkom-yazycheskom-dvizhenii.pdf (дата обращения: 19.01.2016).
  16. Паасонен Х. Большой жертвенный праздник. Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие: сб. материалов. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. Вып. 1. С. 139-150.
  17. Попов Н. С. К истории возрождения марийских традиционных молений в конце ХХ века // Этническая культура марийцев (традиции и современность). Йошкар-Ола, 2002. С. 92-121.
  18. Программа Всероссийского Съезда Мари // Первый Всероссийский Съезд Мари: протоколы и материалы. Йошкар-Ола, 2006. С. 3-6.
  19. Рычков П. И. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. СПб., 1770. 190 с.
  20. Саберов Р. А. Интервью с А. И. Рукавишниковым // Colloquium heptaplomeres. 2014. Вып. I. С. 163-170.
  21. Саберов Р. А., Шкалина Г. Е. Институт жречества черемис и вотяков в XVIII - начале XX века: к проблеме сравнения и классификации [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/9b1/6-institut-zhrechestva-cheremis-i-votyakov-v-xviii-_-nachale-xx-veka..pdf (дата обращения: 18.01.2016).
  22. Словарь марийского языка: в 10-ти т. Йошкар-Ола, 1992. Т. 2. 464 с.
  23. Словарь марийского языка: в 10-ти т. Йошкар-Ола, 1994. Т. 3. 501 с.
  24. Словарь марийского языка: в 10-ти т. Йошкар-Ола, 1998. Т. 4. 383 с.
  25. Словарь марийского языка: в 10-ти т. Йошкар-Ола, 2005. Т. 10. 256 с.
  26. Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. 321 с.
  27. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.
  28. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола, 2003. 208 с.
  29. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887. 87 с.
  30. Hopp?l M. Uralic Mythologies and Shamans. Budapest: Institute of Ethnology, 2010. 185 р.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru