Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2021. № 5. С. 865-870.
РАЗДЕЛ:    Педагогические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/ped210123

Специфика применения метода визуализации образов в процессе обучения пианистов

Мелешкина Елена Анатольевна, Давыдова Анна Александровна
Российский государственный социальный университет


Дата поступления рукописи в редакцию: 08.09.2021
Аннотация. Цель исследования - оценить эффективность и определить специфику применения метода визуализации музыкальных образов с целью развития навыков выразительного исполнения у будущих пианистов. В статье обобщается практика учебно-творческой работы студентов над прелюдиями К. Дебюсси, в ходе которой визуальные ассоциации помогали пианистам найти необходимое туше, определить характер прикосновения к клавишам и особенности исполнительской техники, а также рассматривается опыт использования метода визуализации образов в ходе изучения современного репертуара, в частности сонорной музыки Д. Лигети. Приводятся конкретные примеры аналитического разбора средств музыкальной выразительности в прелюдиях композитора-импрессиониста и этюдах авангардиста, поиска и нахождения визуальных ассоциаций, помогающих понять авангардный язык и сформировать собственную исполнительскую концепцию. Научная новизна работы состоит в анализе процесса применения метода визуализации в работе со студентами-пианистами над разбором произведений импрессионистского и авангардного стилей и доказательстве эффективности данного метода в процессе обучения пианистов, в том числе на основе современного репертуара. Новым в работе является анализ средств музыкальной выразительности с точки зрения концепции художественного образа и стиля интерпретации, а также подбор визуальных ассоциаций к конкретным образам прелюдий и этюдов выше упомянутых композиторов. В ходе исследования были получены следующие результаты: были найдены аналогии между элементами музыкальных произведений и конкретными предметами и явлениями, которые помогли студентам-пианистам определить характер образов, отыскать соответствующие им исполнительские штрихи и выразительные приемы, а в ходе эксперимента был достигнут высокий уровень развития навыков выразительного исполнения у студентов, в работе с которыми применялся метод визуализации образов.
Ключевые слова и фразы: метод визуализации, музыкальный образ, обучение пианистов, прелюдия, сонорная музыка, visualisation method, musical image, piano students training, prelude, sonor music
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Васильева В. К. Некоторые аспекты исполнения фортепианных прелюдий К. Дебюсси // Искусствознание: теория, история, практика. 2015. № 4 (14).
  2. Дятлов Д. А. Исполнительская интерпретация фортепианной музыки (теория и практика): автореф. дисс. … д. иск. Ростов н/Д, 2015.
  3. Казакова И. С., Переверзева М. В. Профильная направленность музыкальных дисциплин и ее значение в формировании ключевых компетенций специалистов в сфере культуры и искусств // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Т. 18. № 1 (150).
  4. Камалова Л. С. Формирование музыкально-слуховых образов-представлений в работе над развитием исполнительских навыков музыканта // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9.
  5. Карнаухова Т. И. Активизация эмоциональной отзывчивости на музыку у студентов в процессе интерпретации музыкального образа // Смолина Т. В., Топилина И. И., Остапенко Е. А., Бурякова Л. А., Дядченко М. С., Помазкина Н. Ф., Карнаухова Т. И., Четверикова Г. М., Шаханская А. Ю., Смолин Ю. А. Теория и практика профессиональной подготовки педагогов в условиях современного музыкального и художественного образования. Таганрог, 2015.
  6. Орлов В. С. О философии фортепианного искусства Клода Дебюсси (на примере его цикла 24 прелюдий) // Искусство. Педагогика. Культура: сборник научных и научно-методических статей. СПб.: Санкт-Петербург. отделение об-ния педагогов фортепиано "ЭПТА", 2020.
  7. Переверзева М. В. Открытая форма в литературе и музыке: к диалогу с Умберто Эко // Культура и искусство. 2012. № 5.
  8. Переверзева М. В., Давыдова А. А. История развития фортепианной техники: методический аспект // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 1 (158).
  9. Попова С. В. Художественно-образные ассоциации в процессе обучения игре на фортепиано // Символ науки: международный научный журнал. 2017. Т. 1. № 1.
  10. Jank?l?vitch V. Debussy et le myst?re de l’instant. P.: Plon, 1989.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru