Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. № 11. С. 350-359.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.11.66

СПЕКТАКЛЬ М. А. ЗАХАРОВА "ФАЛЬСТАФ И ПРИНЦ УЭЛЬСКИЙ" (ЛЕНКОМ, 2018): СЮЖЕТ, КОМПОЗИЦИЯ, ЖАНР, СПОСОБ АКТЕРСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Ряпосов Александр Юрьевич
Российский институт истории искусств


Дата поступления рукописи в редакцию: 25.07.2019
Аннотация. Статья посвящена изучению спектакля "Фальстаф и принц Уэльский", завершившего творческий путь М. А. Захарова (1933-2019), представителя блестящей плеяды режиссеров-шестидесятников, лидера Ленкома на протяжении четырех с половиной десятилетий и обладателя виртуозного постановочного мастерства. Предмет исследования - изучение сценической поэтики постановки. Методология исследования опирается: 1) на методы изучения поэтики художественных произведений, выработанные формальной школой литературоведения; 2) на методы реконструкции и анализа спектакля, выработанные ленинградской (гвоздевской) школой театроведения; 3) на подходы к изучению режиссерских методологий, выработанных петербургской школой мейерхольдоведения; 4) на метод контекстуального анализа. Цель исследования - реконструкция спектакля и анализ основополагающих слагаемых его поэтики. При этом решаются задачи: 1) реконструкции спектакля; 2) определения режиссерского сюжета и способов его сложения; 3) анализа сценографии спектакля с точки зрения организации пространства и времени; 4) выяснения композиционных принципов построения действия; 5) выявления жанровой природы постановки; 6) определения используемых в спектакле способов существования актера и прояснения смысла их применения; 7) установления места и роли спектакля в творчестве Захарова.
Ключевые слова и фразы: М. А. Захаров, "Фальстаф и принц Уэльский", формальная школа литературоведения, поэтика, гвоздевская театроведческая школа, реконструкция спектакля, анализ спектакля, режиссерский сюжет и приемы его сложения, композиция, жанр, способ актерского существования, M. A. Zakharov, "Falstaff and the Prince of Wales", formal school of literary criticism, poetics, Gvozdev school of theatre studies, reconstruction of performance, analysis of performance, director’s plot and methods of plot composition, composition, genre, way of actor’s existence
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Богданова П. Формула успеха Марка Захарова // Богданова П. Режиссеры-шестидесятники. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 155-168.
  2. Богоманишина Ю., Колесник А. Марк Захаров впервые поставил спектакль по Шекспиру // ТВ Центр. 2018. 8 апреля.
  3. Борзенко В. "Ленком" объявил дату премьеры Захарова [Электронный ресурс]. URL: http://www.teatral-online.ru/ news/20965/ (дата обращения: 26.06.2019).
  4. Борзенко В. "Ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть". В "Ленкоме" изучают природу народных любимцев [Электронный ресурс]. URL: http://www.teatral-online.ru/news/21725/ (дата обращения: 26.06.2019).
  5. Булова Е. Ах, как же тяжел шутовской колпак! [Электронный ресурс]. URL: https://vm.ru/news/482299.html (дата обращения: 26.06.2019).
  6. Гвоздев А. А. Возникновение сцены театрального здания нового времени // Очерки по истории европейского театра: Античность, Средние века, Возрождение / под ред. А. А. Гвоздева и А. А. Смирнова. Пг.: Academia, 1923. С. 105-124.
  7. Гвоздев А. А. Итоги и задачи научной истории театра // Задачи и методы изучения искусств / Российский институт истории искусств. Пг.: Academia, 1924. С. 81-121.
  8. Гвоздев А. А. О смене театральных систем // О театре: сборник статей / Российский институт истории искусств. Л.: Academia, 1926. С. 7-36.
  9. Гвоздев А. А. Ревизия "Ревизора" // "Ревизор" в Театре имени Вс. Мейерхольда: сборник статей. Л.: Academia, 1927. С. 19-44.
  10. Гвоздев А. А. Театр. Гравюра и реконструкция старинного театра // Зеленая птичка: альманах. Пг.: Петрополис, 1922. С. 226-232.
  11. Грум-Гржимайло Т. Н. Театр музыкальной атаки // Грум-Гржимайло Т. Н. Музыка и драма. М.: Знание, 1975. С. 38-44.
  12. Давыдова М. Марк Захаров: ремесленник милостью Божьей // Давыдова М. Конец театральной эпохи. М.: ОГИ, 2005. С. 119-129.
  13. Дьякова Е. Хроника пикирующего царства [Электронный ресурс] // Новая газета. 2018. 18 апреля. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/04/18/76218-hroniki-pikiruyuschego-tsarstva (дата обращения: 26.06.2019).
  14. Жирмунский В. М. Задачи поэтики // Задачи и методы изучения искусств / Российский институт истории искусств. Пг.: Academia, 1924. С. 123-167.
  15. Захаров М. А. Контакты на разных уровнях. М.: Искусство, 1988. 270 с.
  16. Захаров М. А. Ленком - мой дом. Лицедейство без фарисейства. Мое режиссерское резюме. М.: Э, 2016. 512 с.
  17. Захаров М. А. Суперпрофессия. М.: Вагриус, 2000. 283 с.
  18. Захаров М. А. Театр без вранья. М.: АСТ; Зебра Е, 2007. 606 с.
  19. Корнеева И. В Ленкоме пройдет премьера спектакля "Фальстаф и принц Уэльский" [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/04/19/reg-cfo/v-lenkome-projdet-premera-spektaklia-falstaf-i-princ-uelskij.html (дата обращения: 26.06.2019).
  20. Кудрявцева В. В "Ленкоме" появится новый спектакль [Электронный ресурс] // Россия Культура. 2018. 9 апреля. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/241725/ (дата обращения: 26.06.2019).
  21. Кудрявцева В. "Фальстаф и принц Уэльский". В "Ленкоме" - премьера [Электронный ресурс]. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/243385/ (дата обращения: 26.06.2019).
  22. Кухта Е. А. "Ревизор" у Вс. Мейерхольда и новая драма // Мейерхольд. К истории творческого метода: публикации; статьи / Российский институт истории искусств. СПб.: КультИнформПресс, 1998. С. 138-164.
  23. Ленком. Премьерные показы спектакля Марка Захарова "Фальстаф и Принц Уэльский" [Электронный ресурс]. URL: http://www.radiorus.ru/brand/57094/episode/1757548 (дата обращения: 26.06.2019).
  24. Ливиева К. В "Ленкоме" показали премьеру "Фальстаф и принц Уэльский" режиссера Марка Захарова [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv.ru/news/2018-04-18/344166-v_lenkome_pokazali_premieru_falstaf_i_prints_uelskiy_rezhissera_ marka_zaharova (дата обращения: 26.06.2019).
  25. Наборщикова С. Народ остается [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/741605/svetlana-naborshchikova/narod-ostaetsia (дата обращения: 26.06.2019).
  26. Песочинский Н. В. Актер в театре В. Э. Мейерхольда // Русское актерское искусство XX века: коллективное исследование / Российский институт истории искусств. СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2018. С. 81-170.
  27. Порфирьева А. Эстетика рока и советская рок-опера // Современная советская опера: сборник научных трудов / ЛГИТМиК. Л.: ЛГИТМиК, 1985. С. 123-137.
  28. Премьера "Фальстафа" в Ленкоме оказалась полна политических параллелей [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/culture/2018/04/17/premera-falstafa-v-lenkome-okazalas-polna-politicheskikh-paralleley.html (дата обращения: 26.06.2019).
  29. Рутковский В. "Фальстаф и принц Уэльский": Марк Захаров поставил антитоталитарное попурри из исторических хроник Шекспира [Электронный ресурс]. URL: http://www.coolconnections.ru/ru/blog/posts/be7af3c5-7050-4d44-9eda-52b812656a3d (дата обращения: 26.06.2019).
  30. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Брошюра "Амплуа актера": структура, содержание, смысл / Российский институт истории искусств. СПб.: Астерион, 2019. 102 с.
  31. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Драматургия мейерхольдовского спектакля: мысль, зритель, театральный монтаж / Российский институт истории искусств. СПб., 2004. 288 с.
  32. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Режиссер и драматург: структура образа и драматургия спектакля / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. СПб., 2001. 116 с.
  33. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Режиссер-новатор и "большой театр": приемы и методы мейерхольдовской режиссуры исканий и Александринский театр. Saarbr?cken: LAP, 2012. 172 с.
  34. Ряпосов А. Ю. Спектакль "Доходное место": формирование основных принципов режиссерской методологии М. А. Захарова // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2012. № 2. С. 3-10.
  35. Ряпосов А. Ю. Спектакль М. А. Захарова "Вальпургиева ночь" (Ленком, 2015) // Театрон. Научный альманах Российского государственного института сценических искусств. 2017. № 2. С. 25-35.
  36. Ряпосов А. Ю. Спектакль М. А. Захарова "Вишневый сад" по мотивам комедии А. П. Чехова (Ленком, 2009) // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2013. № 2. С. 97-109.
  37. Ряпосов А. Ю. Спектакль М. А. Захарова "День опричника" (Ленком, 2016) // Театрон. Научный альманах Российского государственного института сценических искусств. 2018. № 1. С. 43-55.
  38. Ряпосов А. Ю. Спектакль М. А. Захарова "Небесные странники" (Ленком, 2013) // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2014. № 2. С. 78-89.
  39. Ряпосов А. Ю. Спектакль Марка Захарова "Пер Гюнт" (Ленком, 2011) // Новая драма рубежа XIX-XX веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения: материалы научной конференции 8-10 ноября 2013 года / Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2014. С. 322-332.
  40. Ряпосов А. Ю. Телефильм "Двенадцать стульев" ("Экран", 1976): становление принципов поэтики телетеатра М. А. Захарова // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2015. № 1. С. 48-59.
  41. Ряпосов А. Ю. Телефильм М. А. Захарова "Обыкновенное чудо" ("Мосфильм", 1978): сюжет, композиция, жанр // Театрон. Научный альманах Российского государственного института сценических искусств. 2016. № 1. С. 30-42.
  42. Ряпосов А. Ю. Телефильм М. А. Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" ("Мосфильм", 1979): сюжет, композиция, жанр // Театрон. Научный альманах Российского государственного института сценических искусств. 2016. № 2. С. 82-92.
  43. Ряпосов А. Ю. Телефильм М. А. Захарова "Формула любви" ("Мосфильм", 1984): сюжет, композиция, жанр // Театрон. Научный альманах Российского государственного института сценических искусств. 2017. № 3. С. 62-76.
  44. Ряпосов А. Ю. Термин театра М. А. Захарова "монтаж экстремальных ситуаций": монтаж или все-таки коллаж? // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 2011. № 2. С. 3-7.
  45. Ряпосов А. Ю. Фильм М. А. Захарова "Стоянка поезда - две минуты" (Т/О "Экран", 1972): сюжет, композиция, жанр // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 1. С. 43-49.
  46. Ряпосов А. Ю. Фильм М. А. Захарова "Убить дракона" (1988): сюжет, композиция, жанр // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 4. С. 131-142.
  47. Семеновский В. Темп-1806 // Театр. 1982. № 7. С. 53-67.
  48. Скорочкина О. Е. Марк Захаров // Режиссер и время: сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1990. С. 99-125.
  49. Смелянский А. М. Королевские игры // Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: из жизни русского театра второй половины XX века. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. С. 210-234.
  50. Сыч С. Шекспир по-захаровски // Аргументы недели. 2018. 5 апреля.
  51. Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2010. 163 с.
  52. Титова Г. В. Мейерхольд и художник // Мейерхольд: к истории творческого метода: публикации, статьи / Российский институт истории искусств. СПб.: КультИнформПресс, 1998. С. 77-114.
  53. Титова Г. В. О Мейерхольде и других. СПб.: РГИСИ, 2017. 424 с.
  54. Фальстаф и принц Уэльский [Электронный ресурс]: DVD-запись спектакля / реж. М. А. Захаров. М.: Ленком, 2019. 122 мин.
  55. Шкловский В. Б. За 60 лет: работы о кино. М.: Искусство, 1985. 573 с.
  56. Шкловский В. Б. Искусство как прием // Сборники по теории поэтического языка. Пг.: Тип. З. Соколинского, 1917. Вып. 2. С. 3-14.
  57. Шкловский В. Б. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля // Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. С. 24-67.
  58. Шкловский В. Б. "Тристрам Шенди" Стерна и теория романа. Пг.: ОПОЯЗ, 1921. 38 с.
  59. Юткевич С. Контрапункт режиссера. М.: Искусство, 1960. 448 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru