Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. № 2. С. 170-173.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.2.31

Динамизация принципа da capo на примере клавирных фуг И. С. Баха

Свистуненко Татьяна Анатольевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова


Дата поступления рукописи в редакцию: 18.12.2019
Аннотация. В статье впервые рассматривается новаторство И. С. Баха в толковании потенциала формообразующих функций принципа da capo, что широко представлено в его клавирных фугах. Идея динамизации данного принципа на тональном уровне связана с высокой степенью свободы и индивидуализации при проведениях темы в заключительной части фуги в тональностях экспозиции - основной и доминантовой. Такой эксперимент с исторической точки зрения стал важной вехой в процессе формирования закономерностей трехчастности и предвосхитил явление динамизации репризы в гомофонных сочинениях венских классиков.
Ключевые слова и фразы: клавирные фуги И. С. Баха, тональная структура фуги, динамизация принципа da capo, тональная арка, структурная уравновешенность, приоритеты трехчастности, индивидуализация формы фуги, J. S. Bach’s clavier fugues, fugue tonal structure, dynamization of da capo principle, tonal arch, structural balance, priorities of three-part form, individualization of fugue form
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии. М.: Музгиз, 1969. 325 с.
  2. Золотарев В. Фуга. М.: Музыка, 1965. 413 с.
  3. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 519 с.
  4. Милка А. П. К вопросу о генезисе фуги // Теория фуги: сборник научных трудов Ленинградской консерватории / сост. А. П. Милка. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1986. С. 35-57.
  5. Михайленко А. Фуга как категория музыкознания // Теория фуги: сборник научных трудов Ленинградской консерватории / сост. А. П. Милка. Л.: Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1986. С. 10-34.
  6. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 671 с.
  7. Мюллер Т. Полифония. М.: Музыка, 1989. 334 с.
  8. Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы И. С. Баха. М.: Музыка, 1981. 355 с.
  9. Рыжкин И. Теория ладового ритма (Б. Яворский) // Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания: в 2-х ч. М.: Музгиз, 1939. Ч. 2. С. 105-205.
  10. Скребков С. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1965. 286 с.
  11. Скребков С. Черты нового в инструментальной фуге И. С. Баха // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. статей / сост. и авт. вступ. статьи Ю. К. Евдокимова и др. М.: Музыка, 1978. С. 158-173.
  12. Способин И. В. Музыкальная форма. М.: Музгиз, 1962. 400 с.
  13. Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1965. 395 с.
  14. Фраенов В. Учебник полифонии. М.: Музыка, 1987. 207 с.
  15. Этингер М. Гармония И. С. Баха. М.: Музгиз, 1963. 106 с.
  16. Bakker P. Postmodern Numbers: Ruth Tatlow on Proportions in the Written Music of Johann Sebastian Bach. Schraard: Kunst en Wetenschap, 2015. 28 p.
  17. Mann A. The Study of Fugue. The First History of Fugal Theory, Including Texts and Music of the Classical Treatises: two parts. New Brunswick - New Jersey - N. Y.: Rutgers University Press; Dover Publications, 1987. Part 2. The Study of Fugue in Classical Texts. 352 p.
  18. Marshall R. L. The Music of J. S. Bach. The Sources. The Style. The Significance. N. Y.: Schirmer Books, 1989. 375 p.
  19. Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der mus. Werke von J. S. Bach. 2. ?berarbeitete und erweiterte Ausgabe. Wiesbaden: Breitkopf & H?rtel, 1990. 940 S.
  20. Tatlow R. Bach’s Numbers: Compositional Proportion and Significance. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 430 p.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru