Масонская мифология в творчестве В. А. Моцарта на примере оперы "Волшебная флейта"
Байбикова Галина Валентиновна, Кузнецова Алина Владимировна, Дуин
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.07.2020
Аннотация. Цель исследования - выявить взаимосвязь идей общества масонов, заключенных в мистической символике и музыкальных образах мифологического сюжета оперы "Волшебная флейта" В. А. Моцарта. В данной статье сопоставляются масонские мифологические темы на различных уровнях осмысления музыкального произведения: сюжетном, драматургическом, интонационном. Научная новизна состоит в комплексном философско-музыковедческом анализе музыкального текста при выявлении взаимосвязи музыкального материала и масонской символики. В результате определено, что с масонскими идеями и символами связаны сюжетная канва, сверхзадача и трактовки персонажей; выявлена значимость числовой символики для драматургии и композиции; представлены два уровня музыкально-интонационных символов "масонского стиля" (обобщенный интонационный комплекс и конкретные символы-фигуры).
Ключевые слова и фразы: масонская мифология, музыкальная символика, лейтмотивы, трикстеры, опера "Волшебная флейта" В. А. Моцарта, masonic mythology, musical symbolism, leitmotivs, tricksters, opera "The Magic Flute" by W. A. Mozart
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Изворска-Елизарьева М. Миф. Музыка. Моцарт. "Волшебная флейта": космогоническая мифологема. Мн.: Рай, 1998. 243 с.
Кузнецова А. В. Музыкальная мифологема "Волшебная флейта" В. А. Моцарта как предтеча синтеза семиотических систем мифа и музыки в романтизме // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия "Философия. Социология. Право". 2014. № 9 (180). С. 153-156.
Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. М.: Классика-ХХІ, 2008. 624 с.
Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с.
Монахова М. В. Методологические подходы к анализу "масонского стиля" Моцарта // Идеи и идеалы. 2012. № 3 (13): в 2-х ч. Ч. 2. С. 124-132.
Римский В. П. Трансконфессиональный контекст масонства и парадигмы толерантности в философском дискурсе Нового времени // Динамика гражданского общества, этноконфессиональная толерантность и диалог культур: эпистемологические модели: колл. монография / под ред. В. П. Римского. Белгород: ИД "Белгород", 2012. С. 210-227.
Соловьев О. Ф. Масонство: словарь-справочник. М.: Аграф, 2001. 432 с.
Хохловкина А. А. Моцарт // Хохловкина А. А. Западноевропейская опера: конец XVIII - первая половина XIX в.: очерки. М.: Музгиз, 1962. С. 48-161.
Черная Е. С. Моцарт и Австрийский музыкальный театр. М.: Музгиз, 1963. 435 с.
Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М.: УРСС, 2000. 279 с.