Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. № 1. С. 176-182.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210015

Онтодиалог как синергийный принцип организации музыкальной драматургии (на примере "Торжественной литургии" Л. Дычко)

Кузнецова Алина Владимировна, Курганская Ольга Александровна, Роменская Людмила Анатольевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры


Дата поступления рукописи в редакцию: 07.12.2020
Аннотация. Данная статья является опытом апробации одной из ключевых категорий духовного анализа музыкального произведения - "онтодиалог" - на материале "Торжественной литургии" Леси Дычко, знакового сочинения начала ХХІ столетия. Онтология музыки выявляет духовную сущность музыкального произведения в зависимости от условий коммуникации - светской или церковной (литургической). Согласно авторской методике моделирования музыкального произведения, система онтологических параметров объединяет все уровни целого через взаимосвязь образа человека и картины мира, элементов музыкальной речи и пространственно-временной организации. Выбор сочинения Леси Дычко обусловлен наличием творческого синтеза элементов разных онтологических систем на основе синергии. В результате благодаря онтодиалогу музыкальная драматургия сочинения раскрывается как духовная вертикаль богообщения в единстве множественных жанрово-стилистических источников и компонентов. Синергийный тип построения музыкальной драматургии является производным от литургии и ориентирован на неё как архетип христианской культуры.
Ключевые слова и фразы: онтодиалог, "Торжественная литургия", синергийный принцип, "прошение - благодарение", жанрово-интонационные пары, ontological dialogue, "Triumphant Liturgy", synergetic model, "prayer - benediction", genre-prosodic pairs
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аннотация к нотному изданию "Урочиста літургія" Л. Дычко / ред. Н. Гобдыч. К.: Музична Україна, 2002. 83 с.
  2. Болгарский Д. А. О церковном пении и его особенностях // Православный вестник. 1996. Вып. 1. С. 63-69.
  3. Коновалова И. Ю. Личностно-стилевые детерминанты хорового творчества Л. В. Дычко // Культура Украины. Х.: ХГАК, 2014. Вып. 47. С. 220-230.
  4. Мартынов В. К проблеме изучения форм древнерусского богослужебного пения // Музыкальное искусство и религия: материалы Всесоюзной научной конференции "Отечественная культура XX века и духовная музыка" / отв. ред. В. В. Медушевский. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 1994. С. 9-20.
  5. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью. Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова (по стр. тр. проф. В. В. Медушевского) / сост. О. А. Галкин. Мн.: Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1999. 320 с.
  6. Медушевский В. В. Доклад "Музыка Рахманинова: традиция духовного реализма": рукопись (Международный симпозиум "Рахманинов: на переломе столетий". Харьков, ноябрь 1998) // Личный архив авторов.
  7. Медушевский В. В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35813.php?ELEMENT_ID=35813&SHOWALL_1=1 (дата обращения: 22.12.2020).
  8. Перцова Н. О., Горобець В. П., Гриценко В. В. Специфіка української хорової літератури на прикладі творчості Л. Дичко, В. Степурка, В. Польової: традиції та новаторство // Молодий вчений. 2017. № 11 (51). С. 614-617.
  9. Письменная О. Б. Музыкальный язык хоровых произведений Леси Дычко: автореф. дисс. … к. иск. Львов, 2004. 16 с.
  10. Роменская Л. А. Время-пространство как смыслообразующий фактор композиторского творчества // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 1 (13). С. 29-37.
  11. Роменская (Зайцева) Л. А. Онтологическая концепция музыки (дискурс христианской антропологии музыки) // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Когнітивне музикознавство: зб. наук. статей / ХДУМ ім. І. П. Котляревського. Харків: С.А.М., 2010. Вип. 29. С. 4-36.
  12. Роменская Л. А., Жиров М. С., Кинаш Л. А. Сакральный хронотоп как смыслообразующий феномен композиторского творчества: опыт моделирования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 7. С. 54-58.
  13. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 446 с.
  14. Флоренский П. А. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001. 664 с.
  15. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Гуманитарная литература, 1998. 352 с.
  16. Шевчук О. Ю. К проблеме исследования древнерусских богослужебно-литургических жанров // Musicae Ars et Scientia: книга на честь 70-річчя доктора мистецтвознавства, професора Ніни Олександрівни Герасимової-Персидської / Національна музична академія України ім. П. І. Чайковського. К.: Друкар, 1999. Вип. 6. С. 54-65.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru