Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2022. № 2. С. 67-70.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns20230011

Ключевые сценические понятия и термины в теоретическом наследии Ф. И. Шаляпина

Кузнецов Николай Иванович
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского


Дата поступления рукописи в редакцию: 10.11.2022
Аннотация. Цель исследования - раскрыть основные положения теоретического наследия оперного актера Ф. И. Шаляпина. В статье рассмотрены особенности организации репетиционного процесса в современных российских театрах, выявлены ключевые сценические понятия и термины, которыми руководствовался Ф. И. Шаляпин в работе над оперной ролью. Научная новизна заключается в обосновании значимости обращения к теоретическому наследию Ф. И. Шаляпина для совершенствования процесса подготовки студентов-вокалистов. В результате исследования выявлено, что установившаяся в современной театральной практике традиция «натаскивания певца на роль» привела к отрицанию принципа коллективного творчества (соавторства в постановке спектакля), в связи с этим обоснована необходимость учета в репетиционном процессе понятий «усилия чисто интеллектуального порядка» (т. е. обращение к литературному первоисточнику, на основе которого составлено либретто и написана музыка оперного произведения), «сочинение роли» (передача певцом с помощью вокальной и пластической выразительности информации, вложенной в исполнение в соавторстве с режиссером-постановщиком и дирижером), сформулированных Ф. И. Шаляпиным.
Ключевые слова и фразы: Ф. И. Шаляпин, сценические понятия и термины, работа над оперной ролью, сценическое мастерство оперного артиста, коллективное творчество режиссера-постановщика, дирижера и оперного актера, F. I. Chaliapin, stage notions and terms, work on an opera role, acting skills of an opera artist, collective work of the stage director, conductor and opera actor
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Кузнецов Н. И. Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина: дисс. … д. иск. М., 2005.
  2. Покровский Б. А. Читая Шаляпина // Советская музыка. 1968. № 11.
  3. Силантьева И. И. Настигая шаляпинскую мысль // Катарсис. 1994. № 1.
  4. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М., 1990.
  5. Шереметева Г. Б. Путешествие души. М., 2011.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru