Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. Выпуск 11-2
КОЛЛЕКЦИЯ:    Varia

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ «ЭКСТРАВАГАНТНОСТИ» В ИСКУССТВЕ ЧИНКВЕЧЕНТО: ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ, ТЕОРИИ, ПРАКТИКИ

Полунина Елена Николаевна
Дальневосточная государственная академия искусств


Дата поступления рукописи в редакцию: 7 октября 2014 г.
Аннотация. В статье предпринята попытка эстетического обоснования «экстравагантного» музыкального стиля в придворном искусстве Чинквеченто. В этой связи изучаются музыкально-теоретические трактаты XVI века, отражающие основные тенденции музыкальной практики того времени. Отдельное внимание уделено вопросу эволюции музыкального мышления в эпоху позднего Возрождения, стимулирующей поиски новой звуковой системы. Автор делает выводы о специфике функционирования новой «эксклюзивной» музыки XVI века, в частности, светских хроматических мадригалов, «экстравагантной» музыки для неравномерно-темперированного клавира.
Ключевые слова и фразы:
маньеризм
музыкальное искусство Чинквеченто
светская музыка
хроматический мадригал
неравномерно-темперированный клавир
интервальные роды
практика musicae reservatae
ridotto
сonsonanze stravaganti
durezze
mannerism
musical art of Cinquecento
secular music
chromatic madrigal
unevenly-tempered clavier
interval types
practice “musicae reservatae”
“ridotto”
“сonsonanze stravaganti”
“durezze”
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
  2. Бурундуковская Е. В. Джованни Мария Трабачи. Зарождение нового клавирного стиля // Музыковедение. 2008. № 4. С. 7-12.
  3. Волконский А. М. Основы темперации. М.: Композитор, 1998. 91 с.
  4. Григорьева М. А. Парадоксы Джезуальдо // Старинная музыка. 2009. № 1. С. 9-13.
  5. Даньшина Н. В. Особенности прочтения художественного текста вокального произведения XVI века: практический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (30). Ч. 3. С. 45-48.
  6. Копчевский Н. А. Клавирная музыка Чинквеченто // Итальянская клавирная музыка XVI века: избранные пьесы: ноты / сост. и вступ. ст. Н. А. Копчевского. М.: Музыка, 1987. С. 5-12.
  7. Полунина Е. Н. Микрохроматика в музыкальном искусстве позднего Возрождения: вопросы истории, эстетики, теории: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Владивосток, 2010. 27 с.
  8. Полунина Е. Н. Учение об интервальных родах Ф. Салинаса (на основе трактата «De musica») // Музыковедение. 2008. № 6. С. 2-9.
  9. Шевлякова Л. Светский быт позднего Возрождения и мадригал: от музыкального любительства к профессионализму // Музыка быта в прошлом и настоящем: сб. ст. Ростов н/Д: Изд-во РГК им С. Рахманинова, 1996. С. 81-92.
  10. Kaufmann H. Vicentino’s Arciorgano; an Annotated Translation // Journal of Music Theory. 1961. No. 5. P. 32-53.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА