Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
ИКОНОГРАФИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ИКОНОПИСИ РУССКОГО СЕВЕРА: СПЕЦИФИКА ОБРАЗА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЕРОТОПИЯ
|
Скоробогачева Екатерина Александровна
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
1 сентября 2015
г.
|
Аннотация.
В статье рассматривается воплощение образа Сергия Радонежского в иконописи Русского Севера. Цель статьи: доказать на примере иконописи, что на Севере аккумулировались и распространялись произведения и идеи, значимые во вневременном масштабе. Введен термин «художественная иеротопия». Автор заключает, что иконописные образцы подчеркивают значение святого Сергия в нескольких духовно-исторических аспектах, позволяют судить о синкретичности его деятельности и учения, являются частью целостной духовной системы, отражающей национальное самосознание.
|
Ключевые слова и фразы:
Русский Север
иконопись
Сергий Радонежский
художественная иеротопия
традиции
образ
иконография
духовная система
национальное самосознание
the Russian North
icon-painting
Sergius of Radonezh
artistic hierotopy
traditions
image
iconography
spiritual system
national self-consciousness
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984. 338 с.
- Вздорнов Г. И. Вологда. Л.: Аврора, 1972. 135 с.
- Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Дмитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого монастыря [Электронный ресурс]. URL: http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s3_13_5.pdf (дата обращения: 23.01.2015).
- Гончарова Л. Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. М.: ГИМ, 2000. 95 с.
- Дмитрий Прилуцкий с житием [Электронный ресурс] // Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаики. URL: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=635 (дата обращения: 23.01.2015).
- Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: статьи и материалы / ред.-сост. Э. С. Смирнова. М.: Северный паломник, 2005. 352 с.
- Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Исторические портреты. Деятели исторической мысли / сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. М.: Правда, 1991. 624 с.
- Кольцова Т. М. Иконы северного Поонежья. М.: Северный паломник, 2005. 352 с.
- Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www. hierotopy.ru/ru/?page_id=182 (дата обращения: 29.07.2014).
- Османкина Г. Ю. Линия «красоты» в искусстве и дизайнерских проектах в стиле модерн // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (42). Ч. II. C. 125-128.
- Преподобный Сергий Радонежский / автор-сост. Н. Чугреева. М.: Панорама, 1992. 271 с.
- Рыбаков А. А. Вологодская икона: центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М.: Галарт, 1995. 435 с.
- Скотникова Г. В. Созвучие вечным смыслам бытия. СПб.: Альфарет, 2012. 197 с.
- Смирнова Э. С. Иконы северо-восточной Руси. М.: Северный паломник, 2004. 508 с.
- Смирнова Э. С. Смотря на образ древних живописцев. М.: Северный паломник, 2007. 384 с.
- Толстой М. В. История русской церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. 734 с.
|
|