Аннотация.
В статье представлен анализ трактовок понятия «мимесис» (μίμησις), традиционно переводимого как «подражание». Показано, что при обращении к догматической традиции прочтения Платона мимесис понимается исключительно как эстетическая категория или понятие, относящееся к теории искусства, - в данном случае диалог рассматривается как трактат, в котором выражены авторские мысли и позиции. Обращение же к драматическому прочтению Платона, при котором акцент переносится на формальный, структурный компонент, позволяет трактовать мимесис как стратегию, метод, которым пользуется философ. Автор статьи приходит к выводу о том, что драматическое прочтение позволяет обнаружить дополнительные смыслы трактовки платоновского мимесиса и его роли в диалогах, значительно обогащает интерпретацию текста, однако чревато неоправданной модернизацией учения философа.
|
Список литературы:
- Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. М.: АСТ, 2000. Т. 3. Высокая классика. 624 с.
- Маковецкий Е. А. Мимесис в платоновском «Государстве» // Античный мимесис: сборник статей, посвящённый памяти профессора Константина Андреевича Сергеева / ред. Е. А. Маковецкий. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. С. 41-88.
- Маковецкий Е. А. Подражание Платона, или Чем философ хуже художника // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. Вып. 4. С. 60-64.
- Протопопова И. А. «Государство» Платона - идеальный мимесис? // Логос. 2011. № 4 (83). С. 89-100.
- Серегин А. В. Догматизм, антидогматизм и диалогизм в интерпретации Платона // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма / под общ. ред. В. В. Петрова. М.: Кругъ, 2013. С. 37-76.
- Findlay J. Plato: The Written and Unwritten Doctrines. L.: Routledge and Kegan Paul, 1974. 484 p.
- Moss J. What Is Imitative Poetry and Why Is It Bad? // The Cambridge Companion to Plato’s Republic / еd. by G. R. F. Ferrari. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Р. 415-444.
|