Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 7
КОЛЛЕКЦИЯ:    Музыкальное искусство

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ Й. ГАЙДНА В КОНТЕКСТЕ МЕЖЖАНРОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Акшенцева Вероника Михайловна
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки


Дата поступления рукописи в редакцию: 10 июля 2019 г.
Аннотация. В статье рассматриваются процессы формирования инструментальных концертов Й. Гайдна в культурологическом контексте. Становление тембрового и количественного инструментального компонента изучается в тесной связи с практикой музицирования того времени. Освещаются межжанровые взаимодействия, а также социокультурные аспекты, повлиявшие на развитие жанра. Среди них музыкальное просветительство, исполнительский дилетантизм, расцвет досуговой культуры и др. Кристаллизация инструментальных групп гайдновских концертов исследуется в преемственности ансамблевому интонированию и концертированию, сложившимся в трио-сонате и concerto grosso. В работе изучаются и классифицируются инструментально-оркестровые составы концертов Й. Гайдна.
Ключевые слова и фразы:
концерт
музицирование
жанр
инструментальный состав
межжанровые взаимодействия
оркестр
принципы концертирования
инструментальный колорит
concert
music playing
genre
instrumental composition
inter-genre interaction
orchestra
principles of concerting
instrumental colour
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Аристархова Л. Ю. Австрийская ораториальная традиция XVIII века в оратории Йозефа Гайдна: дисс. … к. искусствоведения. М., 2006. 221 с.
  2. Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. 216 с.
  3. Вульфиус П. А. Гайдн // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 1. А - ГОНГ. Стб. 876-884.
  4. Демидова А. К. Оркестровое письмо раннего Гайдна (на материале симфоний 1757-1774 годов): дисс. … к. искусствоведения. М., 2014. 355 с.
  5. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-XXI, 2003. 256 с.
  6. Епишин А. В. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб.: Композитор, 2006. 148 с.
  7. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: в 3-х ч. М.: Композитор, 2007. Ч. 3. Поэтика и стилистика. 376 с.
  8. Прейсман Э. М. Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII-XX веков. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2002. 253 с.
  9. Шакирьянова А. А. Инструментальные жанры «увеселительной музыки» в австро-немецкой культуре второй половины XVIII века: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Магнитогорск, 2018. 29 с.
  10. Hoboken A. von. J. Haydn: Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis: in 3 Bänden. Mainz: Schott, 1957. Bd. 1. 848 S.
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА