Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМБРАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ФОРТЕПИАННОЙ ФАКТУРЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ: СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Будников Владимир Викторович
Хабаровский государственный институт культуры
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
10 июля 2019
г.
|
Аннотация.
В статье рассматривается фортепианная фактура в аспекте ее тембральных свойств, обнаруживаемых в ходе синестетического анализа Сказки Н. Метнера ор. 20 № 2. Основной задачей автор ставит определение механизмов формирования тембральности фортепианной фактуры в интерпретации пианиста посредством анализа технологии исполнительского «доведения» тембрального компонента музыкального образа до художественной полноты и многомерности. Впервые выявляется проприо-интероцептивно-синестетический механизм взаимовлияния нотно-графического текста композитора и сознания исполнителя, который организует процесс создания темброфактуры. Акцентируется внимание на агогике, коренящейся в экзистенциальных структурах ощущения времени исполнителя.
|
Ключевые слова и фразы:
фортепианная фактура
тембральность фактуры
тембральная вертикаль
проприоцепция
интероцепция
исполнительское время
генерируемое время
piano texture
timbre character of texture
timbre vertical
proprioception
interoception
performer’s time
generated time
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.
- Будников В. В. Тембральные свойства фортепианной фактуры в Сказке ор. 20 № 2 Н. Метнера: синестетический аспект // Музыкальная синестетика: история, теория, практика: сб. науч. ст. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 72-83.
- Галеев Б. М. Человек, искусство, техника. Проблема синестезии в искусстве. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 264 с.
- Гуссерль Э. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Гнозис, 1994. Т. I. Феноменология внутреннего сознания времени. 192 с.
- Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
- Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб. пособие. Астрахань: ИПЦ «Факел»; ООО «Астраханьгазпром», 2001. 368 с.
- Коляденко Н. П. Проблемы музыкальной синестетики. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2015. 160 с.
- Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2005. 392 с.
- Лысенко С. Ю. Синестетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре. Хабаровск: ХГИИК, 2013. 340 с.
- Марина Ивановна Цветаева [Электронный ресурс]: сайт о великом русском поэте XX века. Письма. URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/pisma/letter-1011.htm (дата обращения: 12.04.2019).
- Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.
- Предвечнова Е. О. Фортепианные сонаты Н. К. Метнера: особенности стиля и семантики: дисс. … к. искусствоведения. Новосибирск, 2018. 258 с.
- Цытович В. И. Специфика тембрового мышления Б. Бартока в квартетах и в оркестровых произведениях // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1972. Вып. 11. С. 147-166.
- Budnikov V. V. Coloristic Properties of Piano Music Texture in Nikolai Medtner’s Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. Vol. 9. № 6. P. 1443-1450.
|