Pan-Art Педагогика. Вопросы теории и практики Филологические науки. Вопросы теории и практики Манускрипт

Архив научных статей

ВЫПУСК:    Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 11
КОЛЛЕКЦИЯ:    Музыкальное искусство

Все выпуски

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТЕРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОГЮСТА РОДЕНА

Мартынова Дарья Олеговна
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств


Дата поступления рукописи в редакцию: 22 ноября 2019 г.
Аннотация. Статья посвящена анализу связей художественного языка истерии и творчества скульптора Огюста Родена. Автор описал процессы актуализации истерии в художественной среде Франции второй половины XIX века и становления феномена истерии как художественного языка, проследил связи О. Родена с ведущими невропатологами этого периода, а также выявил заимствования визуальных образов истерии в скульптурах О. Родена. Подобное исследование затрагивает не изученный отечественными искусствоведами вопрос о влиянии новых медицинских открытий второй половины XIX века на искусство и демонстрирует перспективность дальнейшего изучения взаимосвязей феномена истерии и искусства.
Ключевые слова и фразы:
скульптура
Огюст Роден
художественная репрезентация истерии
научные художественные произведения
социальная история искусства
интертекстуальность
sculpture
Auguste Rodin
artistic representation of hysteria
scientific artworks
social history of art
intertextuality
Reader Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Башкирцева М. К. Дневник. М.: Захаров, 2003. 688 с.
  2. Роден О. Беседы об искусстве. СПб.: Азбука, 2014. 56 с.
  3. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. 448 с.
  4. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.
  5. Binion R. Love beyond Death: The Anatomy of a Myth in the Arts. N. Y. - L.: New York University Press, 1993. 184 р.
  6. Callen A. Masculinity and muscularity: Dr Paul Richer and modern manhood // Paragraph. 2003. Vol. 26. № 1-2. P. 17-41.
  7. Christ and the Magdalen [Электронный ресурс] // Musée Rodin. URL: http://www.musee-rodin.fr/en/collections/sculptures/ christ-and-magdalen (дата обращения: 19.09.2019).
  8. Cladel J. Rodin: sa vie glorieuse, et sa vie inconnu. P.: Bernard Grasset, 1936. 438 р.
  9. Elsen A., Jamison R. Rodin’s Art: The Rodin Collection of the Iris and B. Gerald Cantor Center for Visual Arts at Stanford University. N. Y.: Oxford University Press, 2003. 662 p.
  10. Gordon R. From Charcot to Charlot: Unconscious Imitation and Spectatorship in French Cabaret and Early Cinema // Critical Inquiry. 2001. Vol. 27. P. 515-549.
  11. Iris, Messenger of the Gods [Электронный ресурс] // Musée Rodin. URL: http://www.musee-rodin.fr/en/collections/sculptures/ iris-messenger-gods (дата обращения: 19.09.2019).
  12. Justice-Malloy R. Charcot and the Theatre of Hysteria // The Journal of Popular Culture. 1995. Vol. 28 (4). P. 133-138.
  13. Marshall J. W. Charcot and the Theatre of Horror and Terror. Performing Neurology. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2016. 277 р.
  14. Meditation, or The Inner Voice [Электронный ресурс] // Musée Rodin. URL: http://www.musee-rodin.fr/en/collections/ sculptures/meditation-or-inner-voice (дата обращения: 19.09.2019).
  15. Preez A. Putting on Appearances: Mimetic Representations of Hysteria // De Arte. 2004. Vol. 39. № 69. P. 47-61.
  16. Richer P. Études cliniques sur l'hystéro-épilepsie, ou Grande hystérie. P.: Delaye & Lecrosnier, 1881. 780 р.
  17. Richer P., Charcot J.-M. Les Démoniaques dans l’Art. P.: Delaye & Lecrosnier, 1887. 116 р.
  18. Ruiz-Gómez N. A Hysterical Reading of Rodin’s “Gates of Hell” // Art History. 2013. Vol. 36. № 5. Р. 994-1017.
  19. Schade S. Charcot and the spectacle of the hysterical body. The ‘pathos formula’ as anaesthetic staging of psychiatric discourse and a blindspot in the reception of Warburg // Art History. 1995. Vol. 18. № 4. P. 499-517.
  20. Silverman D. Art Nouveau in Fin-de-Siècle France: Politics, psychology, style. Berkeley, etc.: University of California Press, 1989. 415 р.
  21. Torso of Adèle [Электронный ресурс] // Musée Rodin. URL: http://www.musee-rodin.fr/en/collections/sculptures/torso-adele (дата обращения: 19.09.2019).
Все выпуски


© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА