Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Проекции архетипов в фактуре фортепианных произведений Н. Метнера
|
Будников Владимир Викторович
Хабаровский государственный институт культуры
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
31 января 2020
г.
|
Аннотация.
Основной задачей автор ставит определение механизмов формирования тембральности фортепианной фактуры в произведениях Н. Метнера, которая впервые анализируется в аспекте образно-архетипической целостности. С этой целью выявляются внутренние формообразующие интенции в проекциях теории архетипов К. Юнга. Формулируются основные типы темброфактуры, коренящиеся в том числе в экзистенциальных структурах исполнительского бытия. Впервые в музыковедении для обоснования глубинных двигательно-слуховых связей в музыкально-исполнительском сознании привлекается методология синестетического анализа.
|
Ключевые слова и фразы:
фортепианная фактура
темброфактура
образность произведений Н. Метнера
архетипическая интерпретация
исполнительский текст
синестетический метод анализа
piano texture
timber texture
figurativeness of N. Medtner’s compositions
archetypical interpretation
performer’s text
synesthetic analysis method
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Апрелева В. А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития: автореф. дисс. … д. филос. н. М., 1999. 51 с.
- Будников В. В. Актуализация тембральных свойств фортепианной фактуры в исполнительском процессе: синестетический аспект // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 7. С. 145-151.
- Будников В. В. Тембральные свойства фортепианной фактуры в сказке ор. 20 № 2 Н. Метнера: синестетический аспект // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 72-83.
- Галеев Б. М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 264 с.
- Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2005. 392 с.
- Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.
- Метнер Н. К. Муза и мода (защита основ музыкального искусства). Париж: YMCA-PRESS, 1935. 158 с.
- Мизюркина О. В. Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Новосибирск, 2018. 28 с.
- Тютчев Ф. И. Стихотворения. Хабаровск: Кн. изд-во, 1982. 256 с.
- Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: АСТ, 2019. 496 с.
- Юнг К. Г. Символы трансформации / пер. с англ. М.: ACT, 2008. 731 с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий / пер. с нем. М.: Канон, 1996. 384 с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений: в 19-ти т. / пер. с нем. М.: Ренессанс, 1992. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. 320 с.
|