Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
|
Содержательные грани дуэнде в искусстве фламенко
|
Магон Светлана Александровна
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки
|
Дата поступления рукописи в редакцию:
10 февраля 2021
г.
|
Аннотация.
Преобладание дискурсов, связанных с любительским подходом, коммерциализацией и расширением творческой области фламенко в XXI в., привело к утрате представлений о том, с какими музыкальными жанрами соотносится дуэнде, к какому виду искусства принадлежит и каковы условия для его возникновения. Цель исследования - внести порядок в разноголосицу мнений, сложившихся вокруг феномена дуэнде, а также прояснить - действительно ли он (или «оно»?) так необходим для искусства фламенко в современном мире. Научная новизна статьи - в попытке обоснования различных подходов к дуэнде; в опоре на зарубежные антропологические исследования, а также методы когнитивистики. В результате доказано, что современное понимание феномена дуэнде практически не имеет точек пересечения с его восприятием в среде носителей традиционной культуры и во многом инспирировано текстом “Juego y teoría del duende” Ф. Гарсиа Лорки.
|
Ключевые слова и фразы:
дуэнде
фламенко
канте хондо
пенья-клубы
Ф. Гарсиа Лорка
duende
flamenco
cante jondo
peñas
Federico García Lorca
|
|
Открыть
полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
|
|
Список литературы:
- Амрахова А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов): дисс. … д. иск. М., 2005. 326 с.
- Анди Э. М. Фламенко: тайны забытых легенд. Тула: Мусалаев, 2003. 196 с.
- Бобрик Д. В. Теория Дуэнде Федерико Гарсиа Лорки [Электронный ресурс]. URL: http://www.garcia-lorca.ru/library/teoriya-duende-federiko-garsia-lorki.html (дата обращения: 02.10.2020).
- Гарсиа Лорка Ф. Дуэнде, тема с вариациями [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/LORKA/lorka2_11.txt (дата обращения: 02.10.2020).
- Гарсиа Лорка Ф. Канте хондо (народная андалусская песня) [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEZIQ/LORKA/lorka1_4.txt (дата обращения: 20.08.2018).
- Дяченко А. С. Испанская саэта как лингвокультурный феномен: типологический и лингвостилистический анализ: дисс. … к. филол. н. М., 2012. 284 с.
- Изотова И. С. Проблема смерти в испанской культуре (от истоков до современности): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2012. 29 с.
- Магон С. А. Фламенко: история, жанр, концептосфера: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2019. 234 с.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
- Пуиг Кларамунт А. Искусство танца фламенко. М.: Искусство, 1984. 183 с.
- Трофимова В. Испанская ночь. Дуэнде - «черный» дух культуры фламенко // 60 параллель. 2010. № 2 (37). С. 104-109.
- Dewaal Malefit T. “Inside” and “Outside” Spanish Flamenco: Gender Constructions in Andalusian Concepts of Flamenco Tradition // Anthropological Quarterly. 1998. № 2 (71). P. 63-73.
- Fernándes Pello M. Duende: A Narrative-Experience of the Flamenco Performance in Spain [Электронный ресурс]: а dissertation submitted to the University of Manchester for the MA in Visual Anthropology in the Faculty of Humanities, 2015. URL: https://www.academia.edu/37368855/Duende_A_narrative_experience_of_the_Flamenco_performance_in_Spain (дата обращения: 02.10.2020).
- Garcia Lorca F. Juego y teoría del duende [Электронный ресурс]. URL: https://biblioteca.org.ar/libros/1888.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
- Infante B. Orígenes de lo flamenco y secreto del cante jondo. Sevilla: Consejería de Cultura, D. L., 1980. 188 p.
- Mairena A., Molina R. Mundo y formas del cante flamenco. Sevilla: Librería Al-Andlus, 1971. 326 p.
- Rose S. This Maudlin Cry: The “dark sounds” of duende and Kristeva’s abjection [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/24732730/This_Maudlin_Cry_The_dark_sounds_of_duende_and_Kristevas_abjection (дата обращения: 02.10.2020).
- Rossi H. Teoría del cante jondo. Barcelona: Credsa S. A., 1998. 318 p.
- Steingress G. El flamenco como patrimonio cultural o una construcción artificial más de la identidad andaluza // Anduli: Revista Andaluza de Ciencias Sociales. 2002. № 1. P. 43-64.
- Steingress G. Flamenco Postmoderno. Entre tradición y heterodoxia. Un diagnóstico sociomusicológico. Sevilla: Signatura Ediciones de Andalucía, 2007. 366 p.
|
|